Проект строительства новейших подлодок класса «Борей» может быть приостановлен. В частности, намеченная на 22 декабря закладка четвертой субмарины из этой серии на Северодвинском машиностроительном предприятии сильно рискует не состояться. Причиной стал неудачный, уже 12-й по счету, пуск межконтинентальной ракеты «Булава», которая должна была стать основным вооружением перспективных АПЛ. Но все же окончательное решение о приостановке реализации проекта «Борей», как сказал гендиректор «Севмашпредприятия» Николай Калистратов, будет принято по результатам расследования, проводимого сейчас госкомиссией. Расследование началось 9 декабря 2009 года, сразу после того, как во время испытательного пуска «Булавы» с АПЛ «Дмитрий Донской», ракета чуть не улетела в Норвегию.
Сейчас на заводе «Севмашпредприятие» в различной стадии готовности находятся три лодки проекта 955/955А «Борей» — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». А всего по планам Минобороны России должно быть построено восемь таких АПЛ, водоизмещением 17 тысяч тонн каждая и максимальной подводной скоростью — 26 узлов.
Корреспондент «Свободной Прессы» побеседовал с Михаилом Кардашевым, независимым экспертом, который более 20 лет проработал в ЦНИИ машиностроения и возглавлял научно-исследовательский сектор в Центре системных исследований.
«СП»: — Михаил Арутюнович, выходит «неправильная» «Булава» потянула на дно весь строящийся флот новейших атомных субмарин?
— Выходит так. Вообще-то все эти атомоходы — «Донской», «Долгорукий», «Невский» — проектировались именно под комплекс «Булавы». Ничего другого в эти лодки втиснуть просто невозможно. Вообще у нас в стране давно существует подобный принцип проектирования: если конструктор создает некую систему, то никто другой туда уже влезть не сможет.
«СП»: — Насколько это оправдано?
— Например, у американцев все по-другому. Их конструкторы если и создают что-то, то с этим потом можно делать любые модернизации и с минимальными затратами. У наших российских конструкторов другая задача — освоить как можно больше денег. В этом разница.
«СП»: — Но тогда выходит совершенно «дикая» вещь: «Булава» конструкторам не удалась, и придется уже построенную под нее лодку и две недостроенных — пустить под нож?
— Честно говоря, не смогу ответить за тех, кто все это создавал — не знаю их планов. Но, очевидно, что потребуется изменить всю начинку новых субмарин. Не переплавлять же их, в конце концов, на иголки? Ведь сколько труда в них уже вложено и денег…
«СП»: — Давайте вернемся немного назад — в 1998 год. Тогда тендер на создание морских баллистических ракет «Булава» выиграл Московский институт теплотехники, который никогда этим прежде не занимался. Да, они делали межконтинентальный ракетный комплекс «Тополь-М», но то была ракета для сухопутных войск…
— Да, видимо, понадеялись, что можно быстро переделать ее для АПЛ. Но, увы, не получилось! Оказалось, что ракета для подводной лодки — нечто совсем другое! Поняли это, к сожалению, поздно. Теперь «Булава» летит не совсем туда, куда надо. Вообще, предпринятые 10 лет назад шаги имели очень негативные последствия для страны и серьезно задержали развитие наших морских стратегических ядерных сил.
«СП»: — Что вы имеете ввиду?
— Например, в связи с разработкой «Булавы» остались безоружными подлодки проекта 941, поскольку было прекращено производство баллистических ракет Р-39У. Три уникальные лодки можно было временно законсервировать, но их распилили на металлолом на средства, выделенные США. Две, правда, остались — «Северсталь» и «Архангельск». Но и их, скорее всего, ожидает та же участь. А головная лодка «Дмитрий Донской», которую планировалось перевооружить после заводского ремонта на комплекс Д-19У, была переоборудована для испытаний ракеты «Булава».
"СП": — Использовалась…
— Я считаю, что разработка «Булавы» завела в тупик развитие отечественных морских стратегических ядерных сил. И теперь мы не имеем ни группировки ракетоносцев проекта 941, ни летающей ракеты «Булава». Без ракетного вооружения оказываются и новые ракетоносцы проекта 955 «Борей». Уточню, головная лодка этого проекта «Юрий Долгорукий» уже год как спущена на воду, а на стадии строительства еще два ракетоносца — «Александр Невский» и «Владимир Мономах».
«СП»: — Но допустим, что «Булава» удалась. В этом случае, мы обогнали бы американцев в данном виде вооружений?
— Нет, «Булава» по своим тактико-техническим характеристикам уступает даже американской баллистической ракете «Трайдент-1», разработанной 30 лет назад. Я, не говорю уже о «Трайдент-2». Но с американцами сравнима отечественная Р-29РМУ2 («Синева»), которую отложили в сторону, когда передавали проект Московскому институту теплотехники (МИТ), который и занялся «Булавой». Даже если бы «Булава» удалась и ею вооружили проект «Борей», то группировка, эквивалентная по своему боевому потенциалу ликвидированной группировке подлодок проекта 941 с комплексом типа Д-19У, о которой я уже сказал, не будет создана в обозримой перспективе. Такова цена ошибочных и даже конъюнктурных решений, принятых в 1998 году.
«СП»: — Раньше, до МИТа, конструированием ракет для подлодок занималось бюро Макеева. Оно же начинало конструировать и ракеты для крейсеров класса «Борей». Почему тендер в 1998 году выиграли не опытные ракетостроители, а МИТ, который никогда не имел никакого отношения к субмаринам?
— Трудно сказать, но это было сделано вопреки здравому смыслу. МИТ занимался баллистическими ракетами наземного базирования и, естественно, не имел опыта разработки ракет для подводных лодок, в отличие от Ракетного центра имени академика Макеева. Но именно у Макеева создавались Р-39 и Р-39У с полетной надежностью, аналогичной американской «Трайдент-2». Кроме того, головным по военно-научному сопровождению разработки был назначен 4-й ЦНИИ Минобороны, которым руководил Владимир Дворкин, хотя такими вопросами всегда занимался профильный 28-й. К тому же, в 1998 году решение о передаче было принято на этапе летно-конструкторских испытаний. Готовность комплекса Д-19УТТХ составляла уже больше 70 процентов, но проект остановили и принялись за «Булаву».
"СП": — А как объяснили?
— Объяснили возможностью создания межвидовой ракеты и для ВМФ, и для Ракетных войск, дескать, это значительной сэкономит государственные средства. Но получилось как всегда…
«СП»: — Есть ли сегодня выход из тупика?
— Положение может спасти принятая в 2007 году на вооружение ракета Р-29РМУ-2 («Синева»). Но для нее нет новых носителей, а имеющиеся подлодки скоро прекратят свое существование из-за старости.
«СП»: — Выходит у России имеется на вооружении новая конкурентноспособная «Синева», которая скоро останется без лодок, и есть лодка «Борей», для которой нет ракеты? Ерунда какая-то?
— Увы, это так. Я думаю, нецелесообразно теперь, имея на вооружении «Синеву», продолжать рискованное финансирование «Булавы», которая значительно хуже «Синевы». И чем раньше будут приняты соответствующие решения, тем быстрее морские стратегические ядерные силы выйдут из тупика.
«СП»: — Не уверен, что такая замена обойдется малой кровью?
— Естественно, минимальными затратами не обойтись. Но, думаю, дешевле будет все же подогнать «Синеву» под субмарину «Борей». Хотя, конечно, и на самой лодке придется многое переделывать — подгонять стартовый комплекс под новую ракету. Вероятно, суммарные потери при таком подходе будут меньше.
«СП»: — После всех неудач Генеральный директор Московского института теплотехники (МИТ) Юрий Соломонов, считающийся «отцом» «Булавы», подал в отставку, но коллектив продолжает успешно заваливать запуски и получать зарплату?
— Юрий Соломонов занимал две должности — гендиректора и генерального конструктора. Сейчас у него отобрали лишь первую. Конструктор давно уже признал, что о межвидовой ракете говорить пока рано, а на ее создание понадобится несколько десятилетий. А ведь этот фактор, как я сказал выше, и стал решающим для начала работ по «Булаве».
Из досье «СП»:
"Булава" — по некоторым сведениям, стоимость одной ракеты составляет 10 миллионов долларов. На ее разработку ушло около 500 миллионов долларов.
Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева (ОАО «ГРЦ Макеева») — головной разработчик стратегических комплексов с баллистическими ракетами подводных лодок, одна из крупнейших научно-конструкторских организаций России по разработке ракетно-космической техники. Создан решением правительства в 1947 году и занимался освоением серийного производства ракет разработки ОКБ-1 С. Королева. В середине 50-х гг. приступил к разработке баллистических ракет для подводных лодок. Бессменным руководителем КБ машиностроения на протяжении 30 лет (1955−1985) был ученый и конструктор, академик В. Макеев. С 1985 по 1998 гг. предприятием руководил И.И. Величко. В 1993 г. на основе КБ машиностроения создан Государственный ракетный центр. С 1998 г. его возглавляет генеральный директор — генеральный конструктор В. Дегтярь. В мае 2008 года предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество.
ФГУП «Московский институт теплотехники» (МИТ) — научно-исследовательское и производственное предприятие оборонного комплекса. Основан 13 мая 1946 года. Входит в структуру «Роскосмоса». Основным проектом МИТ в настоящее время является разработка твёрдотопливной межконтинентальной квазибаллистической ракеты «Булава», размещаемой на подводных лодках. Разработка ракет с подводным пуском не являлась профильной задачей МИТ, но в 1990-е годы руководство Министерства Обороны приняло решение передать задачу по созданию ракеты-носителя нового поколения с подводным стартом из КБ им. Макеева. Именно отсутствие опыта решения соответствующих задач многие критики называют основой неудач испытательных пусков ракеты «Булава».