Общество

Миллиардер из Питера взялся возродить морскую мощь Украины

Чтобы заменить Черноморский флот России своим, у местной власти денег нет. Но ей готовы помочь в долг…

  
15

Чтобы выбросить Черноморский флот России из Крыма, украинцам нужен как минимум отряд собственных по-настоящему боевых кораблей. Эскадре НАТО будет слишком одиноко в опустевшей Севастопольской бухте, если власти не изыщут энное количество денег на модернизацию своих ВМС. Денег, увы, нет! Но выход, кажется, найден — сверхзадачу обеспечения флотоводцев Украины новенькими боевыми единицами взял на себя российский предприниматель Вадим Новинский, глава компании «Смарт-холдинг».

18 декабря прозвучала сенсационная новость: тендер Минобороны Украины на строительство серии военных кораблей класса корвет выиграли корабелы Николаева. Конкретно, Черноморского судостроительного завода, расположенного в городе Николаеве, где когда-то рождались линкоры Российской империи и авианосные крейсера СССР. Правда, в последние 20 лет завод балансирует на грани банкротства и давно уже ничего готового не производил. Зато теперь обещано, что со стапелей сойдут десять корветов, которые появятся в Севастополе до 2017 года — срока окончательного вывода Черноморского флота России.

Ныне знаменитый ЧСЗ принадлежит миллиардеру из Санкт-Петербурга Вадиму Новинскому. Человеку, в принципе, не слишком похожему на альтруиста, хоть и участвовавшему в благотворительных проектах семьи Ющенко. Типа строительства детской больницы будущего «Украина-3000», которое курирует супруга президента, а также — в реконструкции казацкой столицы Батурина. Города, который очень давно разгромил Меньшиков по приказу Петра I, возмущенного предательством Мазепы.

Теперь компания Вадима Новинского пообещала завершить строительство корветов для ВМС Украины, «даже если в финансировании со стороны государства будут перерывы в полгода и более»… Причем ни у кого нет сомнений, что такие перерывы будут обязательно! Украинские Вооруженные Силы финансируются на 0,8 от национального ВВП. Это один из самых низких показателей в мире. Согласно мировой практике, минимальный уровень расходов на оборону не должен быть меньше 2.5% ВВП.


ВМФ Украины сегодня

ВМС Украины имеют три судна, которые еще в состоянии отдать швартовы. Среди них корвет «Тернополь» — тот самый, что нынешней осенью дошел до Средиземного моря, поприветствовал друзей по Атлантическому альянсу у берегов Сомали и своим ходом сумел вернуться в Севастополь. Обычно же украинских моряков возвращают домой «на сопле», то есть на буксирном канате. Возвращение так обрадовало Ющенко, что поход он приравнял к подвигу, и лично наградил командира «Тернополя» орденом Данилы Галицкого.


Как результат, украинское Минобороны не в силах найти даже жалкие 37 тысяч долларов, чтобы расплатиться с проектировщиками нового корвета. Но строительство боевых кораблей в Николаеве все же началось. Как обещает главный конструктор Евгений Борисов, украинский корвет водоизмещением 2,5 тысяч тонн способен выполнить ударную, противовоздушную и противолодочную функции фрегата водоизмещением в 3,5 тысячи тонн и строится по технологии «Стелс».

— Это наш последний шанс сохранить производство, — признал конструктор.

Как известно, Украина полностью отказалась от поставок российского корабельного оружия, и практически все артиллерийские и ракетные системы закупит во Франции у компании DCNS, MBDA и Eurotorp.

Директор департамента разработок и закупки военной техники Министерства обороны Украины Владимир Грек сегодня особо подчеркивает, что для Минобороны особо значимым стало согласие основного акционера Черноморского судостроительного завода строить первые корабли без предоплаты.

— Мы прекрасно понимаем риск несистемности финансирования этого проекта со стороны государства. Компания «Смарт-холдинг» взяла на себя ответственность за финансовую поддержку. Это важнейший фактор при определении победителя тендера на строительство корвета, — сказал Грек.

Ради чего взялся Вадим Новинский строить новую украинскую эскадру?

Как считает осведомленный источник «СП» в Фонде госимущества Украины, Новинский положил глаз на ОАО «Одесский припортовый завод» ОПЗ. А это сегодня самый лакомый кусок на приватизационном рынке республики — крупнейший производитель аммиака, карбамида, жидкого азота и т. п. Даже во время кризиса столь ценное химическое сырье пользуется устойчивым мировым спросом.

Осенью Одесский припортовый завод уже продавали. Заявки на торги подали четыре претендента: российская компания «Азот-Сервис», связанная с «Газпромом», компания российского бизнесмена Константина Григоришина «Фрунзе-Флора», а также фирма «Нортима», контролируемая украинскими бизнесменами Игорем Коломойским и Александром Ярославским. За пять миллиардов гривен супер-предприятие купила «Нортима». Но вдруг конкурсная комиссия усмотрела сговор и аннулировала результаты торгов. Утверждают, что скандал устроил лично Виктор Ющенко.

— У правительства теперь нет иного выхода, как снова выставить Одесский припортовый на торги, — рассказали корреспонденту «Свободной Прессы» в Фонде госимущества. — Причем не важно, кто к тому времени будет президентом. Государство рассмотрит все предложения. Вас интересует, какие шансы у «Смарт-групп»? Украина обязательно учтет его вклад в укрепление обороноспособности страны. И тогда новый хозяин Одесского припортового завода получит контроль над важнейшим химическим экспортом Российской Федерации. У российского аммиака нет другого пути на мировой рынок, кроме как через ОПЗ. И ради этого стоит открыть бессрочный кредит для украинских корветов.


Из досье «СП»:

Вадим Новинский — выпускник Ленинградской академии гражданской авиации. В 90-х трудился в питерском представительстве компании «Лукойл-Север-Запад». В 2004 году был назначен председателем наблюдательного совета ОАО «Ингулецкий горно-обогатительный комбинат» на Днепропетровщине. Он основатель и основной бенефициар финансово-промышленной группы «Смарт-Холдинг». В 2007-м объединил свои металлургические активы с бизнес-империей Рината Ахметова, хозяина футбольного клуба «Шахтер» и самого влиятельного депутата Партии регионов.

Живет и работает на два дома — в Киеве и Санкт-Петербурге. Предпочитает называть себя российско-украинским бизнесменом. Входит в топ-десять самых богатых людей Украины. Контроль над Черноморским судостроительным заводом в Николаеве получил летом 2008 года, вытеснив прежних собственников — братьев Игоря и Олега Чуркиных.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня