Генеральная прокуратура обнародовала результаты проверки, которую проводила в Пермском крае по указанию президента России Дмитрия Медведева. Массовая ревизия деятельности властных структур была вызвана страшным пожаром в клубе «Хромая лошадь», унесшим жизни 149 человек.
Итоги проверки, шедшей по различным направлениям, с одной стороны шокируют, а с другой — свидетельствуют о неизбежности трагедии. Ясно и то, что произойти она могла в любом регионе России.
Комиссия, в которую вошли представители Генпрокуратуры, МЧС и Роспотребнадзора, выявила системные нарушения законодательства в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений контроля и надзора всех уровней. Причем речь идет не только о мерах по соблюдению требований пожарной безопасности, их финансировании, но и о нецелевом использовании средств.
Начиная с 2004 года, в Пермском крае произошло 23 тысячи пожаров. В огне погибли 2,2 тысячи человек, а общий ущерб составил 410 миллионов рублей. Цифры угрожающие. Но всякий раз, когда вставал вопрос о финансировании региональных целевых программ, направленных на повышение пожарной безопасности, следовал ответ: денег нет. А в нынешнем году выделение средств из местного бюджета на эти мероприятия было сокращено в три раза. Аргумент все тот же — нехватка финансов.
Но деньги — и немалые, в крае водились. Больше того, было время, когда чиновники просто не знали, что с ними делать. Так, межведомственная комиссия установила, что в январе нынешнего года министерство финансов Пермского края заключило два государственных контракта о размещении «временно свободных средств бюджета Пермского края» на банковских депозитах — каждый на 1 млрд. рублей и на срок 31 день.
Вспомните нынешний январь. Кризис лютует сильнее уральских морозов, предприятия молят о кредитах, людей вышвыривают на улицу тысячами, а в правительстве не знают, как распорядиться с 2 миллиардами рублей. И тупо отдают банкам. А может, и не тупо.
Еще один характерный пример. В конце 2008 года, когда кризис уже бушевал вовсю, в администрации губернатора края решили поощрить наиболее отличившихся сотрудников. Самыми ценными кадрами оказались заместитель руководителя администрации губернатора Игорь Быков и заместитель руководителя этой администрации Фердус Алиев. Первому выдали премию в 200 тысяч рублей (1316% от оклада), второму — 300 тысяч (2621%).
Не скупились в крае и на финансирование «важных государственных мероприятий». Организовывали все по высшему разряду — с ресторанами класса «люкс», обслуживанием на уровне «премиум-класса», с хорошей закуской и элитной выпивкой. Только в феврале нынешнего года аппарат правительства края провел семь электронных аукционов на оказание услуг подобного рода. Общая сумма, выделенная на эти маленькие праздники жизни, составила 3,5 миллиона рублей. Еще 6 миллионов ушло на автотранспортные услуги. Как сообщает Генпрокуратура, администрация губернатора и аппарат правительства, объявляя о конкурсах, выдвигали жесткое требование — никаких «Жигулей» и «Волг», а только Volvo S 80 или Toyota Camry, да еще с дополнительными опциями в виде кожаного салона, потолочного монитора и наличием TV/DVD тюнера.
Впрочем, чиновничьим размахом в России вряд ли кого удивишь…
Не отставали по запросам от «старших братьев» краевого уровня и чиновники городского уровня. Чиновники городской администрации прокатали 11 миллионов рублей. Ездили они, понятно, тоже не на «Ладах».
Кстати, на обеспечение пожарной безопасности города в нынешнем году удалось наскрести лишь 10 миллионов рублей. Это втрое меньше, чем год назад. Зато точно такую же сумму «съел» ремонт двух залов заседаний в городской администрации. То есть, деньги и в крае, и в городе имелись. Но гораздо соблазнительнее было их потратить на себя, любимых…