Придуманный 20 лет назад австрийцами, так называемый «Вифлеемский огонь мира» продолжает шествовать по миру. Сегодня он в Киеве, а потом отправится в Молдову и Россию.
История распространения этого огня, чем-то схожа с благодатным Пасхальным огнем Храма Гроба Господня в Иерусалиме, который также сотни людей разносят по странам и континентам. Только в отличие от Пасхального, который считается атрибутом истинной веры, Вифлеемский для православных верующих — огонь надуманный и даже фальшивый.
Единственное его достоинство в том, что он взят на территории Храма Рождества в Вифлееме, из которого представители молодежных католических польских и австрийских организаций сначала доставляют лампаду в один из соборов Вены, а после распространяют по всей Европе.
В 1986 году акцию «Вифлеемский огонь» провела австрийская телекомпания ORF, как один из этапов масштабной благотворительной программы «Свет во тьме» в поддержку обездоленных детей-инвалидов. С тех пор ничего не слышно, чтобы Вифлеемский огонь снова ассоциировался с телемарафонами в поддержку детей-инвалидов, зато представители некоторых новых государственных образований СНГ предлагают его в качестве утерянного в советском прошлом атрибута веры.
Нынешние масштабы на Украине эта эстафета приобрела в последние годы при личном участии президента Виктора Ющенко. Например, сейчас огонь привезли в страну через таможенный украинско-польский пост киевские пластуны-скауты. А после зажжения во всех католических костелах Западной Украины, доставили в музей Ивана Гончара в Киеве. Там «божью искру» передали представителям четырех церквей — УПЦ Киевского патриархата, Греко-католической церкви, автокефальной и католической церквям, а потом — всем желающим.
«Огонь понесут в больницы и церкви, чтобы каждый украинец мог зажечь его и поставить дома на рождественский стол», — говорится в специально релизе организаторов. Отказались его официально получать лишь две украинские деноминации: крупнейшая УПЦ Московского патриархата и Украинская епископия Русской православной старообрядческой церкви.
— Это все же традиция западного христианского мира, а в православии такой традиции нет, — пояснил в телефонном интервью для «Свободной Прессы» выпускающий редактор православной программы одного из украинских телеканалов, диакон УПЦ МП Сергей Баршай. — Это чисто католическая практика…
Еще более негативно воспринимают эту традицию, которая активно внедряется Виктором Ющенко в украинское общество наряду с празднованием дня так называемого «святого Валентина», представители общественных православных организаций.
— В подавляющем большинстве, жители Украины — православные. И нам нужно, в первую очередь, соблюдать собственные православные традиции, которые сегодня, увы, топчутся в угоду инославным, — говорит корреспонденту «Свободной Прессы» председатель Крымской республиканской организации «Вера» Святослав Компаниец.
«СП»: — Вы сами хотели бы взять себе лампадку с таким огнем?
— Нет, конечно! Однозначно нет…
«СП»: — А в чем разница между двумя огнями — пасхальным и нынешним — рождественским? Ведь оба привезены со Святой Земли? Почему этот факт не является в обоих случаях положительным моментом?
— Поверьте, есть большая разница между пасхальным огнем из Храма Гроба Господня в Иерусалиме и Вифлеемским. Этот, так называемый «рождественский» огонь — традиция все же католическая, а мы — православные! Мы очень настороженно относимся ко всем веяниям социокультуры Запада, а часть нашей молодежи не просто неоднозначно воспринимает празднование так называемого дня «святого Валентина», — а вообще выступает против подобных праздников, занесенных на нашу землю чужой церковью.
«СП»: — Да, но уже очень многие на Украине этот «праздник» считают чуть ли не главным?
— Трудно противостоять всему наносному в нашей духовной культуре, тем более в условиях строящегося гражданского общества. Тем активнее мы должны отстаивать свой — православный выбор и очень чутко и осторожно подходить к новациям с Запада, которые не отвечают нашим духовным запросам.
Между тем, люди, которые распространяют Вифлеемский огонь по Европе, не скрывают, что главная задача — успеть завезти его в католические храмы до 23 декабря, к началу католического Рождества. И в нынешнем году он опять не минует не только Украину, но и Россию. Путешествие Вифлеемского огня будет сопровождаться торжественными молебнами в храмах.
Почему-то крайне подозрительно отнеслись к расспросам корреспондента «Свободной Прессы» в посольстве Ватикана в Киеве.
На вопрос о причинах столь активного «переселения» католических традиций на Киевскую землю — святую для всего русского православного мира, прозвучал ответ:
— Если все захотят телефонными расспросами беспокоить апостольского нунция — то времени не хватит на дела божьи. Пишите официальный запрос, — отрезала сотрудница посольства по имени Ирина и бросила трубку.
Киев
Справка «СП»
Скаутское движение «Вифлеемский огонь мира и дружбы» зародилось в Австрии три десятилетия назад. Ежегодно, перед католическим Рождеством, огонь из негасимых уже нескольких столетий лампад, висящих в Вифлееме над местом рождения Христа, доставляют в Европу австрийские скауты и эстафетой передают в христианские страны Европы, Северной Америки и Южной Африки.
Ежегодно перед Рождеством скауты доставляют Вифлеемский Огонь в Европарламент в Страсбурге, в 1989 и 2000 гг. Папа Римский Иоанн Павел II принимал его из рук скаутов в Риме, в 2000 году миротворческие войска ООН привезли Вифлеемский Огонь в Косово.
В 1996 г. Рождественский Огонь впервые прибыл в Россию.
Последние несколько лет «Вифлеемский Огонь» распространяется и по православным приходам по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра, руководителя отдела по работе с молодежью Русской Православной Церкви. Но при этом необходимо запрашивать также и благословление местного епархиального владыки или даже приходского священника.
Огонь в специальном масляном светильнике доставляют 23 декабря в промежутке между девятью и десятью часами утра.