Первые пуски баллистической ракеты «Булава» в 2010-м планируется провести в конце мая — начале июня, сообщили РИА Новости во вторник, 12 января, в военно-промышленном комплексе.
— Ввиду наступления сильных морозов Белое море уже покрылось льдами, поэтому первые пуски «Булавы» планируется провести в конце мая — начале июня, когда будут вскрыты паковые льды, — сказал собеседник агентства.
Он подтвердил также информацию о том, что в 2010 году будет проведено более двух пусков ракет. Для этого подготовлен необходимый запас, который позволит провести необходимое количество испытаний.
Данная информация опровергает прогнозы, которые распространились во многих СМИ в конце 2009 года о том, что проект «Булава» признан неудачным и, скорее всего, будет закрыт. Такие разговоры велись после очередного провального испытания 9 декабря.
Пока общая хронология пусков не в пользу новой ракеты: всего с июня 2004 года было произведено 12 испытательных стартов, лишь пять из них прошли штатно, а вот семь — увы, попали в «молоко». Следующий старт — майский — станет уже 13-м.
Судя по испытаниям, вся проблема «Булавы» в плохом двигателе. Первый же запуск 24 июня 2004 года закончился его взрывом. Пятый и шестой пуски также не увенчались успехом — ракета полетела совсем не туда, куда планировали конструкторы и испытатели. Это объяснили сбоем в программном обеспечении. А вот неудачи 7,10,11 и 12-го стартов последовали в результате отказов разных ступеней ракеты — от первой до третьей.
После 12 неудачного пуска корреспондент «Свободной Прессы» беседовал с независимым экспертом Михаилом Кардашевым, более 20 лет проработавшим в ЦНИИ машиностроения.
«СП»: — Михаил Арутюнович, давайте вернемся немного назад — в 1998 год. Тогда тендер на создание морских баллистических ракет «Булава» выиграл Московский институт теплотехники, который никогда этим прежде не занимался. Да, они делали межконтинентальный ракетный комплекс «Тополь-М», но то была ракета для сухопутных войск…
— Да, видимо, понадеялись, что можно быстро переделать ее для АПЛ. Но, увы, не получилось! Оказалось, что ракета для подводной лодки — нечто совсем другое! Поняли это, к сожалению, поздно. Теперь «Булава» летит не совсем туда, куда надо. Вообще, предпринятые 10 лет назад шаги имели очень негативные последствия для страны и серьезно задержали развитие наших морских стратегических ядерных сил.
«СП»: — Что вы имеете ввиду?
— Например, в связи с разработкой «Булавы» остались безоружными подлодки проекта 941, поскольку было прекращено производство баллистических ракет Р-39У. Три уникальные лодки можно было временно законсервировать, но их распилили на металлолом на средства, выделенные США. Две, правда, остались — «Северсталь» и «Архангельск». Но и их, скорее всего, ожидает та же участь. А головная лодка «Дмитрий Донской», которую планировалось перевооружить после заводского ремонта на комплекс Д-19У, была переоборудована для испытаний ракеты «Булава».
"СП": — Выходит, «неправильная» «Булава» потянула на дно весь строящийся флот новейших атомных субмарин?
— Выходит так. Вообще-то атомоходы «Донской», «Долгорукий», «Невский» проектировались именно под комплекс «Булавы». Ничего другого в эти лодки втиснуть просто невозможно. Вообще, у нас в стране давно существует подобный принцип проектирования: если конструктор создает некую систему, то никто другой туда уже влезть не сможет. Например, у американцев все по-другому. Их конструкторы если и создают что-то, то с этим потом можно делать любые модернизации и с минимальными затратами. У наших российских конструкторов другая задача — освоить как можно больше денег. В этом разница.
«СП»: — Но тогда выходит совершенно «дикая» вещь: «Булава» конструкторам не удалась, и придется уже построенную под нее лодку и две недостроенных — пустить под нож?
— Честно говоря, не смогу ответить за тех, кто все это создавал — не знаю их планов. Но, очевидно, что потребуется изменить всю начинку новых субмарин. Не переплавлять же их, в конце концов, на иголки? Ведь сколько труда в них уже вложено и денег…
Я считаю, что разработка «Булавы» завела в тупик развитие отечественных морских стратегических ядерных сил. И теперь мы не имеем ни группировки ракетоносцев проекта 941, ни летающей ракеты «Булава». Без ракетного вооружения оказываются и новые ракетоносцы проекта 955 «Борей». Уточню, головная лодка этого проекта «Юрий Долгорукий» уже год как спущена на воду, а на стадии строительства еще два ракетоносца — «Александр Невский» и «Владимир Мономах».
«СП»: — Есть ли сегодня выход из тупика?
— Положение может спасти принятая в 2007 году на вооружение ракета Р-29РМУ-2 («Синева»). Но для нее нет новых носителей, а имеющиеся подлодки скоро прекратят свое существование из-за старости.
«СП»: — Выходит, у России имеется на вооружении новая конкурентноспособная «Синева», которая скоро останется без лодок, и есть лодка «Борей», для которой нет ракеты?
— Увы, это так… Наверное дешевле будет все же подогнать «Синеву» под субмарину «Борей». Хотя, конечно, и на самой лодке придется многое переделывать — подгонять стартовый комплекс под новую ракету. Вероятно, суммарные потери при таком подходе будут меньше.
В это время
Источник РИА Новости в ВПК сообщил 12 января, что порядок летно-конструкторских испытаний баллистической ракеты морского базирования «Булава» может быть изменен. По его словам, комиссия по расследованию причин неудачного пуска завершила работу в конце декабря.
— По представленным комиссией выводам, в ближайшее время в отношении дальнейших испытаний «Булавы» могут быть приняты жесткие и определяющие решения, — отметил собеседник агентства.
Справка «СП»
Межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р30 3М30 «Булава-30» (для использования в международных договорах — РСМ-56, по классификации НАТО — SS-NX-30) — новейшая российская трехступенчатая твердотопливная ракета, предназначенная для размещения на подводных лодках нового поколения проекта 955 (класс «Борей»).
Двигатели первой и второй ступеней «Булавы» твердотопливные, а третьей — на жидком топливе, что обеспечивает необходимую скорость маневрирования на этапе разведения боевых блоков. Старт ракеты наклонный, поэтому АПЛ может производить пуск ракеты под водой и в движении.
Ракета может нести от шести до десяти гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения, способных менять траекторию полета по высоте и по курсу. Максимальная дальность полета составляет 8 тысяч километров, стартовая масса — 36,8 тонны, забрасываемый вес (полезная нагрузка) — 1,15 тысячи килограммов, длина в пусковом контейнере — 12,1 метра, длина без головной части — 11,5 метра.