Почему пожилой электорат променял «холодильник» на «телевизор»
Удивительно, но факт. Самый низкий процент за Путина дал именно Дальний Восток. Та самая территория, на которую были брошены административные, финансовые, умственные ресурсы. Которая является приоритетом на весь XXI век.
И вот он результат. Низкий результат.
Приморье дало Владимиру Путину 65,31%, Хабаровский край — 65,78%, Амурская область — 67,07%, Якутия — 64,38%. В то время другие побили все рекорды. А их никто не объявлял территориями развития, специальных законов и разделов во всех госпрограммах для них не создавал. Саммитов для их развития не проводил и специальных министерств не образовывал. А они проголосовали.
Не сказать, что Путин на Дальнем Востоке проиграл. В конце концов, он там победил. Пусть и не с таким оглушительным процентом как в Севастополе или Крыму.
Но несмотря на то, что глава государства в каждом своем послании подчеркивал значимость дальневосточных территорий, несмотря на все усилия властей, дальневосточники голосовали за него менее охотно, чем жители других регионов. И более охотно, чем другие, голосовали за его первого оппонента Грудинина. Якутия по этой части побила все рекорды, отдав кандидату коммунистов и левых национально-патриотических сил 27,25%.
Почему пожилой электорат променял «холодильник» на «телевизор»
Так что же произошло? Это народ у нас такой неблагодарный? Или отсталый? Даром, что на Дальнем Востоке живет.
Думается, что нет.
С народом как раз все нормально. И с мозгами у него тоже все в порядке.
Просто все меньше дальневосточников верят в ту манну небесную, которую рисуют наши чиновники. В эти супер-пупер прожекты, в триллионы инвестиций, в гигантские стройки и заоблачные перспективы.
Вся шумиха с Дальним Востоком на деле свелась к созданию массы новых административных учреждений, в которых заседают новые чиновники. К проведению международных и российских мероприятий, от которых толка ни для кого, кроме самих организаторов, нет. А все проекты, ТОРы, раздачи земель, свободные порты рассчитаны на приезжих временщиков и иностранный капитал, а не на дальневосточников.
Одни слова.
Вот дальневосточники смотрели-смотрели и… проголосовали многие за Грудинина. Он, кстати, говоря, был единственный из кандидатов, который сказал, что все эти территории опережающего развития надо отменять. За бессмысленностью.
Вице-премьер Юрий Трутнев, отвечающий за Дальний Восток, — вот ирония — голосовал на этих выборах в Якутии. А до того провел заседания, где говорил, что надо приступать ко второй (после создания условий для роста инвестиций, предпринимательства, промышленности и привлечения населения) части «развития» Дальнего Востока. В том смысле, что социалку теперь надо поднимать, школы и детские сады строить. Но почему-то думается, что развиваться она будет также, как и все остальное — на словах.
Он вообще мастер говорить. Каждый раз, приезжая, делает громкие заявления и дает веские указания, которые с его отъездом теряют всякий смысл. Как, например, в случае с ведомственной дорогой нефтяников в Ленском районе республики. Проезд по ней ограничен и постоянно на этой почве возникают конфликты между местными жителями и крупными корпорациями. Трутнев приехал и гневно потребовал: «Открыть!». Люди возликовали. Но дорогу никто так и не открыл. Не собирался потому что.
А пока вокруг Дальнего Востока идут все эти ритуальные пляски, в Совете Федерации лежит всесторонне проработанный и согласованный со всеми дальневосточными регионами проект закона и комплексный план о развитии макрорегиона. Заработай который, и что-то реально сдвинулось бы с места.
Но куда там.
Кто и чем заплатит за попытку раскрутить экономику РФ
Никому не нужны реальные дела. И реальное «повышение качества» жизни граждан. Форумы, АТЭСы, дни Дальнего Востока, выступления, заявления, нежизнеспособные, но громкие законы, деньги на все это — нужны. А дела — нет.
Факт остается фактом — референдума по доверию действующему президенту на Дальнем Востоке не получилось. Даже с учетом того, как гнали явку, как собирали отчеты на предприятиях, как задействовали «административный ресурс».
А это серьезный сигнал — не всё в порядке. Не всё. Дальний Восток к словам президента, к его действиям и намерениям, относится весьма скептически. Если даже за практически неизвестного широкой аудитории Грудинина дает под тридцать процентов. Который, кстати говоря, никакого отношения к Дальнему Востоку не имеет.
Новости России: Явлинский на встрече с Путиным назвал прошедшие выборы опросом
Выборы президента РФ: Путин сделал предложение своим соперникам по выборам