Почему нельзя соглашаться с деятелями из 90-х
«Разброс по продолжительности жизни в стране достигает невероятной цифры: от 64 до 80 лет», — заявила в пятницу зампредседателя правительства РФ Ольга Голодец на заседании коллегии Минздрава.
По ее словам, средняя продолжительность жизни в России сейчас составляет 72,7 года. При этом есть регионы, перешагнувшие порог в 80 лет (в том числе Ингушетия, вплотную к этой цифре подошла Москва), 10 регионов смогли преодолеть порог в 75 лет. Однако более 20 субъектов РФ оказались ниже значения в 70 лет.
Как заявила вице-премьер, субъектам, которые находятся позади по продолжительности жизни, готовы оказать помощь. Упор будет сделан на доступность здравоохранения.
Напомним, в перечне поручений президента по итогам мартовского Послания Федеральному Собранию говорилось, что одной из национальных целей должно стать повышение продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году.
Задача правильная, но можно ли доверять цифрам, которые озвучивают члены правительства? В данном случае — Голодец?
Почему нельзя соглашаться с деятелями из 90-х
— Демографы очень сомневаются в высокой продолжительности жизни в Ингушетии и вообще в Северо-Кавказских республиках, — комментирует Анатолий Вишневский, директор Института демографии ВШЭ. — Мы считаем, это вопрос неправильного учета, либо там завышена численность населения, на которую ведется расчет. В соседних русских регионах, Краснодарском и Ставропольском краях, подобных показателей нет.
Если исключить Ингушетию, то, конечно, лучшее положение в Москве и отчасти в Санкт-Петербурге — что понятно: здесь другой уровень жизни и лучше работает система здравоохранения. Надо учитывать и климатические отличия, существующие в России — у нас всегда на востоке страны и в Сибири смертность выше, так было и в советское время. Это — влияние климата и условий жизни, снабжения. Нужны дополнительные усилия и вложения, чтобы приблизить продолжительность жизни там к европейской части.
«СП»: — Экономические показатели в разных регионах России тоже очень сильно отличаются. Это, наверное, также оказывает влияние на продолжительность жизни?
— Разброс по регионам есть везде — и в Германии, и в США, но у нас разброс гораздо сильнее. Это отражает более слабую развитость инфраструктуры, в том числе медицинской. При огромных расстояниях сельские населенные пункты часто оторваны от центров в плане медпомощи. Это вопрос финансирования в первую очередь. У нас, во-первых, мало тратится на охрану здоровья по сравнению с другими странами. Во-вторых, и эти деньги неравномерно распределяются. Крупнейшие города в европейской части оттягивают средства на себя.
«СП»: — А между продолжительностью жизни в России и странах Европы — большая разница?
— Россия отстает. Москва находится где-то на уровне Эстонии, которая тоже далеко не лучшая, но все остальные российские регионы еще ниже. От Франции и Скандинавии отставание очень большое. Это отставание возникло еще в советское время, но так и не было преодолено. Был понятный провал в 1990-е годы, но сейчас мы только преодолели советский уровень 1980-х годов, а он был очень низким. За это время на Западе продвинулись далеко вперед. Даже с учетом тех позитивных тенденций, которые есть с 2004 года, нам до развитых стран еще очень далеко.
О том, что на продолжительность жизни влияют самые разные факторы, говорит Ирина Денисова, ведущий научный сотрудник ЦЭФИР, профессор Российской экономической школы:
— Конечно, имеет значение уровень развития системы здравоохранения, но этот фактор не единственный. Большое влияние оказывает и «рисковое поведение», распространенность курения и избыточного употребления алкоголя, которые, как показывают исследования демографов, объясняют до 40% преждевременной смертности в РФ у мужчин трудоспособного возраста. Они вносят основной вклад в преждевременную смертность. Эти факторы неравномерно распределены по регионам.
Еще одна группа причин — смертность от внешних причин. Сюда входит убийства, самоубийства, смертность в результате несчастных случаев и ДТП на дорогах. Уровень экономического развития, конечно, влияет и на инфраструктуру, и на безопасность, в том числе на дорогах. В Европе между полосами на дорогах повсюду разделительные барьеры, чтобы не было столкновений «лоб в лоб», и сами дороги в значительно лучшем состоянии — все это тоже влияет. Уровень бытовых убийств также коррелируется с уровнем доходов. (Конечно, влияют и уровни употребления алкоголя и наркотиков). Это важная составляющая, у нас смертность от этих причин раз в 5 выше.
Еще один фактор: экологические условия, которые в разных регионах тоже очень разные.
«СП»: — Но все же, наверно, доступность медицинской помощи имеет первоочередное значение?
— Безусловно — насколько люди имеют равный доступ к услугам равного качества. Например, насколько быстро в случае острых сердечно-сосудистых заболеваний можно получить помощь — у нас это очень зависит от региона, от того, городской это населенный пункт или сельская местность. Во многих населенных пунктах перечень услуг весьма ограничен. А «скорая помощь» нередко не успевает доехать к пациентам.
Демографы говорят о «пропущенной сердечно-сосудистой революции», поскольку на Западе в свое время обратили внимание на сердечно-сосудистые заболевания и существенно снизили их распространенность. Мы же отстаем от развитых стран лет на 50.
Есть и такой очень важный показатель как «продолжительность здоровой жизни». Как известно, российские женщины живут намного дольше, чем российские мужчины, но при этом они проживают последние годы далеко не с лучшим состоянием здоровья.
«СП»: — Продолжительность жизни вырастет с увеличением расходов на здравоохранение?
— Расходы на здравоохранение в России определяются как доля ВВП, и президент обещал ее увеличить. Но даже при ее увеличении в два раза, это будет вдвое отличаться от развитых стран. Мы очень мало тратим на здравоохранение, ресурсы, которые находятся в этой системе, недостаточны.
Трагедия в Кемерово стала следствием целой серии системных ошибок
Страны с самой высокой продолжительностью жизни
(по данным ВОЗ за 2015 год)
Первое место в рейтинге занимает Япония с показателем 83,6 года — в стране самое большое количество долгожителей в мире: на 100 тысяч человек приходится 35 людей в возрасте более 100 лет.
Чуть отстает Швейцария — жители республики в среднем живут 83,1 года. На качество их жизни влияет чистый воздух, спокойная атмосфера и отличная система здравоохранения.
На третьем месте Сингапур с продолжительностью жизни 83 года. Жители островного государства ограждены от губительного влияния автомобилей — их количество в стране строго регулируется. Также в стране создана система здравоохранения, направленная в первую очередь на профилактику.
В Австралии, несмотря на жаркий климат, средняя продолжительность жизни составляет 82,8 года. Такой же показатель у Испании, жители которой придерживаются средиземноморской диеты. Отличаются испанцы и психическим здоровьем — там самый низкое число суицидов в мире.
Жители Исландии в среднем живут 82,7 года. Специалисты утверждают, что на это влияет большое содержание рыбы в рационе и уникальный умеренный климат. Столько же — продолжительность жизни в Италии.
Чуть ниже — 82,4 года, продолжительность жизни в Израиле и во Франции, отличающихся хорошей системой медицинского обслуживания.
Также страной с одной из самых развитых в мире систем здравоохранения считается Канада, граждане которой живут в среднем 82,2 года.
Новости медицины: Скворцова рассказала о значительном росте зарплаты медиков с 2012 года