«Нам что-то втюхивают»: Половина россиян не верит телеящику

Агрессивная ТВ-пропаганда начинает приносить обратный эффект

  
10267
«Нам что-то втюхивают»: Половина россиян не верит телеящику
Фото: FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС

По данным соцопроса, проведенного «Левада-центром», 71% россиян смотрят новости по телевизору каждый день или практически каждый день. При этом доверяет увиденному лишь половина респондентов. Интернет-издания служат источником информации для 27% респондентов, узнают новости от друзей и родных столько же, 15% - слушают радио, 14% держат руку на пульсе в соцсетях, 13% - читают газеты.

К слову, что касается газет. Всего 1% читают их каждый день, раз в неделю покупают 22% опрошенных, а 70% вообще не берут в руки бумажные издания. В то же время 60% россиян используют в качестве источника информации социальные сети.

По части доверия к новостям расклад другой. Здесь на первом месте телевидение. Услышанному от друзей и соседей верят 19%, столько же — интернет-изданиям. Написанному в соцсетях доверяют 15% опрошенных, а каждый десятый - никому.

— У людей, особенно старшего поколения, очень сильна привычка смотреть телевизор и использовать его как основной новостной ресурс, — комментирует Леонтий Бызов, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН. — При этом ТВ в последние 2−3 года явно заигралось, зрители ощущают, что информация чрезвычайно однообразна: одни и те же герои, одни и те же темы. Люди от этого устают. Поэтому возникает некое отторжение. Политика, Украина, Сирия — это уже не хотят слушать, смотрят лишь в силу того, что у многих все время включен телевизор, но эту информацию от себя отторгают, не вникают в нее.

Читайте также

У молодежи основной источник информации — это интернет, там гораздо больше выбор: если ты чему-то не доверяешь, можно найти то, чему доверяешь. А ТВ — это готовое блюдо: ешь, что дают. Тем более, что различия в информационной политике разных телеканалов сейчас очень небольшие, а иногда их вообще не ощущаешь: везде одно и то же, одни и те же эксперты с одними и теми же мыслями скачут с одной «кнопки» на другую.

На ТВ, конечно, большие специалисты в области пропаганды, но они не учитывают, что людям все-таки надо давать отдых: беспрерывная агрессивная пропаганда начинает приносить обратный эффект. Ощущение — «нам что-то втюхивают», у людей есть. Сейчас уровень недоверия гораздо больше, чем был 4 года назад, когда началась вот эта мобилизационная телепропаганда.

«СП»: — Даже пожилые люди все чаще отмечают, что насущные проблемы на ТВ не поднимаются — с утра до вечера там долбят лишь про Сирию и Украину. Мои пожилые родственники, у которых нет интернета, рассказывают, что по вечерам слушают радио, пытаясь найти интересующую их информацию.

— Сирия и Украина за последние годы действительно всех достали. Это сильнодействующие средства. Они бьют по мозгам крепко, но кратковременно. И когда их применяют из раза в раз, люди начинают раздражаться, и хуже того (для теленачальников) — смеяться. Понимают, что политики их водят за нос, и дальше уже ничему не верят.

Конечно, людей в первую очередь волнует состояние социальной сферы. Кроме того, в последнее время начались гражданские протесты — значит, людей беспокоит уже не только содержимое кошелька и холодильника, но и то, что делается в городе, общественно-значимые проблемы. Логика примерно такая — большой политики мы не касаемся, по поводу Украины спорить не будем, но здесь спуску не дадим. Идут «мусорные» протесты, и это некое новое состояние общества — люди не боятся протестовать и верят, что могут победить.

С телевизионных экранов об этом ничего не говорят, но информация все равно просачивается и обсуждается. И возникает ощущение контраста — между ТВ-картинкой и тем, что реально происходит в обществе.

О том, что в обществе присутствует определенный скепсис, говорит и Степан Гончаров, эксперт «Левада-центра»:

— Он связан с тем, что информация, которая представлена в официальных СМИ, плохо отражает реальную жизнь. Хотя опрошенные нами вовсе не оппозиционеры. Когда мы спрашивали людей, чему они доверяют, четверть тех, кто сказал, что не доверяют ТВ — довольно большая часть — заявили, что в первую очередь доверяют себе. Это связано с информационным перенапряжением и желанием уйти от обсуждения новостных тем, политики — чтобы она никак их не касалась.

«СП»: — А есть разница в оценке того, насколько объективно, по мнению людей, официальные СМИ отражают вопросы внешней и внутренней политики?

— Большинство людей считают, что объективно отражаются вопросы внешней политики, при этом лишь небольшая часть россиян говорит об объективном отражении жизни внутрироссийской. То, что люди могут проверить, пощупать — там они видят расхождение между тем ТВ-информацией и тем, что видят в своей жизни. В вопросах внутренней повестки у них есть свои источники — знакомые, друзья.

Читайте также

Что же касается внешней политики — за счет чего рейтинг многих властных институтов и сохраняет свой высокий уровень — здесь люди новостям доверяют: они не могут проверить эту информацию, и картинка, которую показывают, во многом им приятна. Им нравится ощущать себя частью возрождающейся империи и чувствовать свою причастность к этому. Но когда происходит переключение на вопросы внутренней повестки, доверие снижается.

«СП»: — Что вы скажете об отношении молодежи к теленовостям? Многие, насколько я знаю, телевизор вообще принципиально не смотрят.

— Доля молодежи, которая называет ТВ источником новостей, снижается в последнее время и, думаю, будет дальше снижаться. Это связано и с тем, что практически вся информационная повестка посвящена политике, а молодежь не очень интересуется политикой — видит в этом, скорее, какое-то грязное дело, к которому не слишком желает иметь отношение. Они хотят заниматься своими делами, развиваться, самореализовываться — поэтому мы фиксируем снижение интереса.

Национальная политика: Эксперт: рост числа сверхбогатых является в РФ очень сильным раздражающим фактором

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Олег Неменский

Политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня