Рекордные сборы Аватара в России подтвердили печальную цифру: максимальная кино-аудитория России всего 10 миллионов человек. Это те люди, которые имеют доступ к кинотеатрам, деньги сходить в кино и интерес к такому времяпрепровождению. А регулярно ходящая в кино аудитория — всего 4 миллиона человек из 140 миллионного населения нашей страны т.е. всего 3% (регулярно ходящая аудитория - это те люди, которые ходят в кинотеатры хотя бы один раз в месяц). Эти данные озвучены прокатчиками России.
Почти 100 миллионов долларов сборов в России — пятое место по мировым сборам, очень хороший результат. Результат, который почти в два раза больше, чем предыдущий рекорд «Иронии Судьбы». Но, к сожалению это совершенно не значит — что в стране увеличилось число зрителей. Формула успеха Аватара в нашем прокате — 3D залы и повторные просмотры. Билет в 3D дороже обычного зала и довольно большое количество зрителей посмотрели фильм два раза.
Наши прокатчики ждали фильм, рассчитывали на подобный успех и к его выходу открыли новые 3D залы. Теперь их в России около 300. Это много, например, еще четыре года назад в США работало 324 цифровых зала (в 2004 году их было лишь 85). Сегодня уже каждый пятый кинозал в мире цифровой. У нас решились вложить деньги в это дорогостоящее оборудование только в ожидании Аватара. Так как предыдущие 3D премьеры особых денег не приносили.
26 залов: Санкт-Петербург
12 залов: Екатеринбург
10 залов: Уфа
8 залов: Краснодар, Ростов-на-Дону
7 залов: Тюмень
6 залов: Красноярск, Новосибирск, Пермь
5 залов: Владивосток, Волгоград, Воронеж, Казань, Нижний Новгород, Улан-Удэ, Хабаровск, Челябинск
4 зала: Иркутск, Липецк, Омск, Оренбург, Рязань, Самара
3 зала: Белгород, Благовещенск, Иваново, Йошкар-Ола, Набережные Челны, Саратов, Тольятти, Череповец
2 зала: Архангельск, Волгодонск, Вологда, Грозный, Ижевск, Калининград, Кемерово, Нижневартовск, Новороссийск, Пенза, Петропавловск-Камчатский, Пятигорск, Сочи, Ставрополь, Томск, Ульяновск, Шахты, Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль
1 зал: Альметьевск, Анапа, Ангарск, Анжеро-Судженск, Апатиты, Армавир, Балаково, Балашиха, Барнаул, Белогорск, Братск, Воскресенск, Дмитров, Ессентуки, Жуковский, Зеленоград, Киров, Клин, Коломна, Комсомольск-на-Амуре, Кострома, Курган, Курск, Люберцы, Магадан, Магнитогорск, Мытищи, Находка, Нефтекамск, Нижнекамск, Новокузнецк, Новочеркасск, Ногинск, Одинцово, Орёл, Орехово-Зуево, Орск, Петрозаводск, Рыбинск, Салават, Свободный, Сергиев Посад, Серпухов, Смоленск, Солнечногорск, Ступино, Сургут, Таганрог, Тверь, Тында, Усолье-Сибирское, Уссурийск, Чебоксары, Чита, Щёлково, Электросталь, Энгельс
Но важно понимать, что 300 новых цифровых залов — это не 300 новых кинотеатров. Это именно залы в уже существующих кинотеатрах, которые просто переоборудовали поставив в них цифровые проекторы рядом с пленочными. А значит, доступ к кинотеатру для наших граждан, остался на прежнем уровне. Для сравнения: в России 2500 кинозалов. В США — 37 тысяч. Во времена Советского Союза общее количество киноустановок в стране оценивалось в 160 тысяч (конечно, кинозалов было меньше — около 60 тысяч).
О том как формируются цифры сборов
Есть еще одна проблема в нашем прокате. Прокатчики обычно завышают сумму сборов процентов на 20, а кинотеатры в своих отчетах прокатчикам — занижают процентов на 20. Почему прокатчики завышают — понятно. Им нужны победные релизы. Зачем кинотеатры занижают — то же понятно. Воруют. Миллионами. Способов скрыть реальное количество и цену проданных билетов — масса.
На Аватаре, выяснили, что воруют у нас в кинотеатрах не только их владельцы (деньги от продажи билетов), но и зрители — они воруют очки. Хотя все очки снабжены чипами, кинотеатры пожалели денег на покупку рамок, которые ставят на выходах из зала и теперь закупают партии новых очков.
Наши шаги в сторону 3D
Первым Российским игровым 3D фильмом, который выйдет в широкий прокат, скорее всего будет «Поезд» Алексея Учителя. Он снимал картину в обычном формате даже не задумываясь о 3D, но, по слухам, Константин Эрнст решил ковать железо пока горячо. И переводит картину в 3D. Скоро мы увидим на Первом канале рекламу: «Первый российский 3D фильм „Поезд“, во всех кинотеатрах страны». Окупится ли такая затея? Безусловно. Многие разогретые Аватаром зрители захотят посмотреть, что же там сделали НАШИ в 3D. Останутся ли они потрясены увиденным? Сомневаюсь. Камерон вынашивал идею много лет и все в его картине изначально рассчитано под 3D. Под аттракцион. А Алексей Учитель — хотел снять просто кино. Ему 3D нужно, как кошке пятая нога. Оно и без 3D и с 3D — будет одинаково интересно или не интересно зрителю. Но желание заработать денег - двигает горы. С таким же успехом это мог быть любой другой российский фильм — готовый к выходу на экраны с минимальным расчетом на зрительский успех. Первым под рукой оказался Учитель с его «Поездом». Повезло.
Будет ли российский зритель валить толпами на российские 3D фильмы после просмотра «Поезда»? Толпами — скорее всего нет. Не потому что фильм плохой. Просто он и в обычном формате (где билеты дешевле и голова потом от очков не болит) будет смотреться абсолютно так же.
Итого: Победными сборами Аватара, может радоваться только Аватар. А мы как ходили в 2500 залов до него, так и будем хоть после него. И 90% россиян еще много лет не смогут увидеть кино в кинотеатре, а уж про такое чудо как 3D и вообще могут забыть. Все что им в их селах, поселках, городках остается — знать — что где-то там, на большой земле, есть - и кинотеатры, и театры и кафе и интернет и мерседесы блестящие светя ксеноном развозят красиво одетых мужчин и женщин по домам, где в их телевизорах им кажут 500 каналов.
Количество цифровых кинозалов по городам России:
Россия — 355. Из них 80 — в Москве, 26 — в Санкт-Петербурге.
Т.е. 30% кинозалов приходится на жителей всего двух городов страны. Население Москвы — десять миллионов человек, Питера меньше пяти миллионов. Итого — на 15 миллионов жителей 140-миллионной страны приходится треть кинозалов. А это значит что в городах миллиониках с среднем по стране по два зала в лучшем случае.
Всего 109 городов с 3D-залами, общее население этих городов — около 60 млн. чел, т.е. имеют гипотетический доступ к этой новой игрушке. А около 80 млн — большая часть россиян, проживут и без 3D.
Вот такой у нас доступ зрителей к новому чуду Камерона в формате 3D.
Жизнь после проката
Сборы фильма не ограничиваются прокатом. Да, прокат — это 60−70% от всех денег которые заработает картина. Оставшиеся проценты должны прибавиться от продажи дисков и сопутствующей продукции (у Аватара, это игры, майки и всякая такая атрибутика). Но у нас в стране на победных сборах в кинотеатрах его успехи остановятся. Пиратские диски с Аватарам оказались на лотках за ДЕНЬ до выхода фильма в кинотеатрах. Да, они пока фигового качества. Но это пока. К моменту выхода фильма на лицензионных дисках у пиратов будут копии ни чуть не хуже и намного дешевле. Поэтому дальше Аватар победно поплывет без России.
У нас можно остановить распространение нелегальной продажи дисков. Можно. Но стоит это очень дорого. Причем не совсем остановить, а на две недели. Потом надо снова заплатить. Можно проплатить владельцам торентов и они уберут контрафакт из обменки. Так же на пару недель и за большие деньги. Пока проделывать такие трюки удавалось только Эрнсту. Есть у него какие-то мощные рычаги нажима. А остальные должны выбирать — или плати или пиратки будут лежать на каждом углу. Многие проплачивают первые две недели показа в кинотеатрах. И все знают в какой кабинет надо зайти и сколько там надо оставить. Но, в нашей стране от многого знания, многие печали. Слишком высоко те кабинеты где прикрывают пиратство. Не дотянуться до них простым киношникам никогда.
Первый Российский в формате 3D
Густав (Поезд)
Год: 2009
Жанр: Ретро-драма
Производство: ТПО «РОК», ЗАО «Телешоу», ОАО «Российские железные дороги»
Актёры: Машков Владимир, Штрехель Аньорка, Крикунов Вячеслав, Пересильд Юлия, Багдонас Владас, Гармаш Сергей, Степанов Юрий, Баширов Александр
Синопсис
Этот фильм про гонки в Сибири 1945-го года. Про поселок «Край», где раньше немецкие инженеры строили железную дорогу, а теперь валят лес люди, побывавшие в немецком плену. Про гоночные машины — паровозы, что возят бревна с лесоповала. В обычной жизни им ни за что не разогнаться больше сорока километров в час. Про гонщиков — машинистов, один из которых, Игнат, дошел до Берлина, а другой, Степан, испытал все ужасы концентрационного лагеря. Для них эти гонки — возможность доказать себе и другим свое право на победу, право быть человеком, любить и быть любимыми. Про Софью, которая любит Игната, и готова на все, чтобы вернуть его. Про Эльзу — немку, прожившую всю войну в паровозе посреди тайги. Про любовь Игната и Эльзы. Про то, что гонки — это еще не все, если речь идет о соперничестве за любимую женщину. Что нужно, чтобы обыкновенный паровоз и обыкновенные люди совершили невозможное? Проявить чудеса выдержки и силы? Убить легенду? Полюбить? Сколько сил нужно потратить всем нам, чтобы почувствовать себя победителями?