18+
понедельник, 5 декабря
Общество

«Украина»: пока паны дерутся в Раде, холопы жгут начальство

Украинские депутаты бьют друг другу физиономии, а рабочие украинского города-порта Николаев сожгли чучело директора военного завода

  
5

В Верховной Раде подрались депутаты БЮТ и Партии Регионов. За десять минут до окончания перерыва представители фракции БЮТ встали со своих мест и приблизились к президиуму. «Регионалы» попытались этому помешать, и возле трибуны началась драка между Владимиром Бондаренко (БЮТ) и Андреем Клюевым (Партия регионов). Затем к ним присоединились еще несколько народных депутатов. После того, как дерущихся разняли, депутаты из фракции Партии регионов еще долго блокировали президиум, а «бютовцы» — трибуну.

В это же время, рабочие украинского города-порта Николаев сожгли чучело директора государственного предприятия «Судостроительный завод им. 61 Коммунара». Полторы тысячи профессиональных кораблестроителей завода десять месяцев не получали заработную плату. Задолженность перед работниками составляет четыре миллиона долларов. Причем главной причиной невыплаты зарплаты все считают находящийся на заводе ракетный крейсер «Украина».

Крейсер «Украина» был спущен со стапелей на воду в августе далекого 1990 года. Этот проект продвигали еще для ВМФ СССР, значился он под номером 1164 и имел кодовое обозначение «Атлант». Задумывалась серия из шести кораблей. Всего построили два: флагман Черноморского флота гвардейская «Москва» и ракетный «Варяг».

"Варяг" продали Китаю. Его восстановили, и сейчас на нем тренируют китайских пилотов палубной авиации. Вместе с «Варягом» Украина поставила китайцам прототип палубного истребителя Су-33. На нем они изучают конструкции складывающегося крыла, посадочного тормоза и других систем палубного самолета.

«Варягу» повезло, а вот лучшие фрегаты ВМС Украины «Севастополь», «Николаев» и «Днепропетровск» — ушли на металлолом.

Были порезаны вполне боеспособные корветы «Черновцы», «Ужгород», «Сумы», «Херсон», «Изяслав» и все малые десантные корабли, в том числе «Донецк», который был построен, введен в строй уже в независимой Украине в июне 1993-го.

Как раз когда МДК «Донецк» оправили на «иголки», с визитом в Севастополь зашел лощеный французский эсминец постройки 1967 года. Конечно, «француз» вовремя имел необходимую модернизацию.

Недостроенный крейсер «Украина» мог бы обеспечить паритет с российским флотом в Черном море. Экспортную стоимость «Украины» оценивают по-разному — от $ 100 млн. до $ 1 млрд. По своим ходовым качествам и возможностям ударного ракетного вооружения он не имеет равных в дальнем зарубежье. Однако в мировой практике военные суда такого класса до сих пор ни разу не продавались. Дело в том, что ракетная «Украина» разрабатывалась под оснащение комплексом П-500 «Базальт» с шестнадцатью противокорабельными ракетами. Собственником всех ноу-хау данного типа оружия является Россия.

И это — ахиллесова пята экспортных возможностей Украины. Режим контроля за ракетными технологиями, который соблюдают Москва и Киев, запрещает торговать системами с дальностью стрельбы свыше 300 км. Дальность «Базальта» — 550 км. Поставки этого оружия Китаю возможны лишь на основе политического решения руководителей Украины и России. Пекин заинтересован в том, чтобы стать обладателем таких ракет. Они дадут реальную возможность противостоять авианосным многоцелевым группировкам США. За Великой Китайской стеной по-восточному спокойно ждут, пока русские и украинцы наконец-то договорятся.

Кроме Китая, Украина пыталась продать крейсер Министерству обороны России. Еще два года назад во время спец-визита в Москву киевская делегация под руководством тогдашнего министра обороны Украины Юрия Еханурова три дня подряд обсуждала лишь один этот вопрос. Но безрезультатно.

Сегодня крейсер «Украина», достроенный на 95 процентов, стоит брошенный в Николаеве. Почему бы его не оставить своим практически разоренным ВМС? Это невозможно, говорят эксперты, поскольку по своим сверх-мощным техническим характеристикам океанский военный корабль не умещается в узкие рамки украинского военного флота.

Весной прошлого года украинское правительство частично погасило затраты на содержание крейсера «Украина», но бюджетные деньги девались неизвестно куда. Сегодня Министерство промышленной политики кабинета министров Юлии Тимошенко выступает за продажу части движимого имущества Николаевского завода для полной выплаты задолженности по зарплате. По сути, они банкротят одно из крупнейших судостроительных предприятий на Украине, более 80% продукции которого идет на экспорт.

Но сейчас Украине не до того. После драки на внеочередном заседании парламента председатель Рады Владимир Литвин заявил, что никого не выпустит на улицу, пока депутаты не завершат рассматривать все поправки к закону о выборах Президента Украины. В настоящее время к закону поданы 232 поправки, и по состоянию на 12.51 депутаты рассмотрели только 67 поправок.

По инициативе Партии регионов рассматривают во втором чтении проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О выборах Президента Украины» (в отношении организации работы избирательных комиссий). Этот законопроект Рада приняла в первом чтении 28 января, и он устанавливает, что избирательные комиссии имеют право проводить заседание даже при отсутствии кворума.

Против этих изменений выступает фракция БЮТ.

Украина

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня