9 февраля примерно 300 предпринимателей Хасанского рынка в Санкт-Петербурге, а также около 100 стариков из ближайших к рынку домов вступили в схватку с ОМОНом. Как рассказал «Свободной прессе» член совета предпринимателей Хасанского рынка Евгений Пешнин, утром около 300 омоновцев под прикрытием строительной техники пытались проникнуть на территорию рынка. Предлог для прихода силовиков — 10 февраля истекает срок, данный предпринимателям на выселение с этой территории.
«ОМОН, применяя дубинки, смог зайти на рынок. Предприниматели оказали ему сопротивление. Около 30 человек силовики смогли захватить и доставить в 13 отделение милиции», — говорит Пешнин. По его словам, предпринимателей поддержали жители окрестных домов, в основном пенсионеры и инвалиды. «Именно они и выдвинули сегодня лозунг сопротивления — „Матвиенко в отставку!“. После того, как появилось это политическое требование, ОМОН начал выходить с рынка, сосредоточившись затем на охране строительной техники», — рассказал он.
Как рассказал Пешнин, к рынку пригнали три крана и плитовозы. Не сумев вытеснить торговцев с территории, власти решили обнести рынок бетонным забором и замуровать их там. «Расчет у них простой: чтобы к нашим павильонам не могли пробраться люди. Тогда и торговля у нас отомрет сама собой», — поясняет предприниматель.
Всего на территории Хасанского рынка арендуют торговые места около 500 предпринимателей, в общей сложности на рынке работает примерно 3 тысяч человек.
Вера Горина, начальник отдела розничной торговли и рынков Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли СПб, подтвердила «Свободной прессе» факт силового противостояния ОМОНа и предпринимателей. «Арбитражный суд еще 27 января вынес решение, согласно которому торговцы с Хасанского рынка должны покинуть эту территорию. Многие уже так и сделали, переместившись на рынки «Черновские ряды» и «Ржевка», — рассказала Горина.
Однако Марина Журавлева, сопредседатель совета Ассоциации малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга, рассказала «Свободной прессе», что суды по Хасанскому рынку еще продолжаются. «В лучшем случае окончательное решение по его сносу будет только к лету этого года», — добавляет она.
Борьба за Хасанский рынок продолжается уже второй год. Торговцы уверяют, что власти города незаконно расторгли с ними договор об аренде, и собираются отдать землю рынка крупным инвесторам под строительство торгового центра. Марина Журавлева говорит, что запланировано построить ТЦ на деньги бюджета города — это обойдется налогоплательщикам в 385 млн рублей. Такое решение возникло у мэрии после того, как четыре раза провалились торги на право аренды территории рынка.
Евгений Пешнин рассказал, что «два года назад им поступало предложение от сына губернатора города Сергея Матвиенко дать ему долю рынка». «Мы не пошли тогда на это, потому что прекрасно понимали, что дай сегодня 25% рынка, а завтра у тебя отнимут оставшиеся 75%. Тем более, что опыт противостояния рейдерам у нас уже был — в 2005 году мы смогли «отбиться» от сети гипермаркетов «Лента», — объясняет он.
Пешнин говорит, что около 13.00 9 февраля делегация предпринимателей Хасанского рынка прибыла на встречу с постоянным представителем президента в Северо-западном федеральном округе Ильей Клебановым. «Будем там выдвигать и политические требования. Без изменения политики в городе весь этот беспредел остановить невозможно», — говорит он.
Прокомментировать сегодняшнее противостояние торговцев и ОМОНа «Свободной прессе» мы попросили представителя одной из самых активных протестных групп в северной столице — председателя совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексея Третьякова.
«СП»: — Алексей Николаевич, почему именно представители малого бизнеса столь активно отстаивают свои права? Они как на работу ходят с пикетами по городу от инстанции к инстанции. Смольный, прокуратура, Законодательное собрание, даже Конституционный суд получили от них послания с воплями о помощи. Ответов, правда, нет…
— Это и есть «поддержка малого бизнеса» на деле.
«СП»: — Что вы имеете в виду?
— За последние десять лет количество торговых зон в Петербурге сократилось с 880 торговых зон (в1998 году) до нынешних 177. В каждой из таких зон работают в среднем по 50 предпринимателей. У них в свою очередь — семьи, умножайте число пострадавших на три. Плюс уничтожено 150 тысяч торговых павильонов на остановках общественного транспорта и две тысячи павильонов вокруг метро. Из реально существующих 100 тысяч малых предприятий в сфере потребительского рынка только за последнее время перестало существовать 35 тысяч.
«СП»: — С чем связан такой разгром?
— Когда к Санкт-Петербургу проявили повышенный интерес транснациональные торговые сети, первой жертвой пали полторы тысячи торговых точек на остановках. Среди их хозяев были попытки самосожжения. Островки возмущения быстро подавили, обещанных альтернативных мест никто не получил, и эта легкость в реализации задуманного заинтересованных лиц окрылила. Следующим шагом был введен запрет на торговую деятельность у метро. Для правительства города важнейшей стратегической задачей почему-то является «развитие сетевого принципа торговли, привлечение в город крупных торговых сетей» — что само по себе дикость.
«СП»: — Но крупных сетевиков у метро и сейчас хоть отбавляй…
— Разумеется, запрет касался именно малого бизнеса. Хотя весь цивилизованный мир живет на налоги от среднего класса. Под предлогом реконструкции метро «Горьковская» была снесена расположенная там торговая зона. Но когда крупный городской девелопер и владелец сетевых торговых центров обнародовал свои планы строительства над станциями метрополитена, город посмотрел на проект новой станции — и ужаснулся: на ее месте красовался чудовищный многоэтажный «мегаларек». Вся суть затеи сводилась к тому, чтобы многих «неправильных» владельцев торговых павильонов поменять на одного «правильного». Это стало настолько очевидным, что проект тихо похоронили.
«СП»: — Но малому бизнесу это уже не помогло?
— В любой войне — а против городского малого бизнеса идет откровенная война, — всегда найдутся желающие сделать свой маленький «гешефт». Особо ярко ситуация проявилась в Петроградском районе: там глава районной администрации издал распоряжение, которым «подарил» трем любимым фирмам свыше ста объектов, принадлежавших малым предпринимателям.
«СП»: — Большой был скандал, и губернатор заставила дикое распоряжение отменить…
— Но глава сделал вид, что одиозный документ — дело рук нерадивых подчиненных, и крайним сделали мелкого районного чиновника. Участь малых предпринимателей в Петербурге оказалась незавидной — тех, кто согласился «поделиться», либо обложили неподъемной данью, либо вообще вышвырнули из бизнеса, а пытающихся сопротивляться начали «мочить» с применением всех возможностей административного ресурса. Дело дошло до попыток МЧС налагать штрафы «за работу торговцев без противогазов».
«СП»: — Отказавшиеся самоуничтожиться торговые зоны начали гореть…
— Несколько раз горел малый торговый комплекс у метро «Рыбацкое» — догорел-таки, и районная администрация радостно его снесла. Тогда же появилась первая кровь — в пожаре на торговой зоне у метро «Политехническая» погиб охранник — но эта жертва была случайной — смерти, видимо, никто не хотел, просто «лес рубят — щепки летят». Владельцы других торговых зон, расположенных в «точках риска», стали внимательнее, вовремя обнаруживали разлитый бензин, и волна пожаров сошла на нет. Как и ожидалось, ни одного случая умышленного поджога следствию установить не удалось.
Потом начались проблемы у предпринимателей Апраксина двора, владельцев мотеля «Меткон», торговцев у «Старой деревни», а ролики о том, как непринужденно бойцы милицейских спецподразделений общаются с предпринимателями Хасанского рынка, и сегодня можно увидеть в интернете…
Наконец, несколько дней назад в дом к одному из предпринимателей, которые там работают — Сергею Федорову ворвались неизвестные в масках. Избив и заперев жену и дочь, они принялись за хозяина. Били долго, изощренно (в ход пошли даже клюшки для гольфа, ведь Федоров — действующий вице-чемпион России по гольфу), требуя отдать принадлежащую малому предприятию производственную недвижимость. Итог — милиция ищет «неустановленных лиц», а Федоров с многочисленными переломами и черепно-мозговыми травмами — в реанимации.
«СП»: — Как вы думаете, что это было?
— Вряд ли банальный грабеж, или визит отморозков, которым не хватило на дозу. Сергей Федоров длительное время активно защищал малый бизнес в качестве председателя Общественного Совета по малому бизнесу при губернаторе. Когда это стало мешать влиятельным силам, должность пришлось оставить. Но не поддержку малых предпринимателей — теперь он этим занялся в качестве руководителя Ассоциации промышленников и предпринимателей, объединяющей свыше двадцати малых предприятий реального сектора, которые на выкупленных производственных площадях одного из бывших заводов в Стрельне делают разные полезные железные штуки. Вот к ним-то и пришли, и вежливо попросили свою производственную недвижимость «подарить». После отказа предпринимателей «добровольно» расстаться со своим бизнесом, на них обрушилась вся мощь административного ресурса и юридической машины — даже уголовные дела пытались заводить, не говоря уже о десятках «споров действующих субъектов». Предприниматели выстояли. Тогда им обесточили цеха.
«СП»: — Вот это картина: Стрельна, роскошная резиденция президента РФ в Константиновском дворце, где принимают глав правительств и где хранится знаменитая коллекция фарфора и живописи из собрания Вишневской и Ростроповича…
— А рядом, в пятистах метрах от дворца — стоят обесточенные цеха. Их владельцы получают издевательские письма, что вопрос с подачей электричества будет возобновлен после решения вопросов с собственностью. Хотя уже пройдены 19 арбитражных судов, которые решили вопрос в пользу предпринимателей… Но наши предприниматели — самые живучие в мире, они и тут выкрутились: поставили электрогенераторы. И у «реприватизаторов» лопнуло терпение. Тогда Федорову нанесли ночной визит… Преступление это обусловлено атмосферой бесправия и беззакония, в которой в последние годы существует в городе малый бизнес.