Комиссия по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы намерена в ближайшее время выступить с законодательной инициативой и ограничить продажу алкогольной продукции на территории Москвы.
Если депутаты поддержат предложения коллег, то купить алкоголь по будним дням можно будет только в специализированных магазинах до 18 часов. В выходные торговлю спиртным собираются запретить вовсе. Ночная продажа слабоалкогольных напитков тоже попадет под запрет. По мнению Людмилы Стебенковой, возглавляющей комиссию, ограничение продаж — один из самых эффективных способов, который помогает сократить потребление спиртного. К тому же он не требует дополнительных вливаний из бюджета.
Подробности нам рассказала Вероника Кочетова, пресс-секретарь Людмилы Стебенковой
«СП»: — Почему вы считаете, что этот способ будет эффективным в борьбе с алкоголизмом?
— Нами был изучен опыт ряда Европейских государств, ранее прибегнувших к таким мерам. Мы сделали выводы, что они действительно довольно эффективны. На самом деле, мера по ограничению доступности алкоголя, входит в пятерку рекомендуемых ВОЗ, и очень высоко себя зарекомендовала. Конечно, это лишь одна из мер и уповать на то, что она нас спасет, нельзя.
«СП»: — А вы не думаете, что когда перестанут продавать по ночам водку, люди начнут пить самогон или покупать спиртное у спекулянтов, как это было во время антиалкогольной кампании Горбачева?
— Я лично так не считаю. У нас всегда говорят, что, мол, если запретить курение, начнут выращивать табак на подоконниках, если запретить водку — будут гнать самогон. Не думаю, что это так. В принципе, есть люди, которые будут пить что угодно, лишь бы пить… Мы понимаем, что данная мера рассчитана, скорее, на людей еще сомневающихся, пока не сделавших четкого выбора в пользу алкоголизма или трезвости. Для них любые запретительные меры, любой барьер, может быть, даже не очень строгий, является решающим.
«СП»: — На какой стадии сейчас работа над этим законопроектом?
— Он пока всего лишь в разработке и еще не внесен в Мосгордуму. Сейчас как раз готовится обращение к Юрию Лужкову, чтобы он высказал свое мнение. Все эти вопросы в ведении Департамента потребительского рынка услуг. У нас предварительно есть данные, что они нас поддерживают, но нужно, чтобы это прозвучало официально, поскольку закон серьезный, резонанс на него уже сейчас довольно большой.
«СП»: — Какие отклики вы уже получали?
— Нас, в принципе, поддерживают. Мы разговаривали с психиатрами по поводу этого закона, они обрадовались, говорят, что это очень эффективные меры. Конечно, будет некоторое сопротивление от игроков алкогольного рынка. Но я не думаю, что для них это какая-то очень строгая мера. Все-таки идет речь об ограничении алкоголя свыше 15 градусов — это мартини, крепленые вина, водка. Пиво, например, по федеральному законодательству вообще не считается алкогольным напитком. Так что на его производителях это вообще никак не отразится.
Многие считают, что необходимо запретить и продажу алкоголя в ларьках. Мы на днях провели контрольную закупку по продаже детям сигарет и алкоголя в ларьках. Продают всем, увы.
Впрочем, есть и другая точка зрения на депутатскую инициативу.
Михаил Блинов директор Союза производителей алкогольной продукции, считает, что готовящийся законопроект не способен принести желаемых результатов.
— В принципе, конечно, можно попробовать, если, действительно, будет антиалкогольный эффект, — говорит он. — Но, мы очень в этом сомневаемся, поскольку все эти меры уже были.
«СП»: — Вы имеете в виду антиалкогольную кампанию в советские времена?
— Да, только не горбачевскую, а более раннюю. Она в довольно жесткой форме проводилась с 1972 по 1974 год. На ее начало, в 1971 году, количество алкоголиков в стране составляло 950 тысяч. Затем ввели ограничение точек продаж, времени торговли спиртным, увеличили количество вытрезвителей, лечебно-трудовых профилакториев, стали открывать наркологические отделения прямо на предприятиях. Что еще делалось: вырезались алкогольные сцены из фильмов, на каждом заводе читались лекции. Даже кассы на получение зарплаты для лиц, злоупотребляющих алкоголем, открывали отдельные — в качестве меры общественного порицания. Хочу обратить внимание, что на тот момент была госмонополия, как на производство, так и на оборот алкоголя. И вот, на проблему навалились, что называется, всей государственной мощью. Несмотря на это, количество алкоголиков, в период антиалкогольной кампании, каждый год увеличивалось на 10%. В 1971 году было 950 тысяч алкоголиков, на следующий год - 1 млн. 111 тыс., а в 1973-м - уже 1 млн. 220 тыс. Сейчас их зарегистрировано 2 млн. 200 тысяч человек.
«СП»: — Почему тогда так произошло?
— Ответа на этот вопрос я до сих пор ни от кого не услышал. А ведь тогда и доступность спортивных площадок в Москве была пошаговая. Например, рядом с домом, в котором я живу, было 4 футбольных поля. Сейчас их все застроили. Все спортивные секции для молодежи переделали в платные фитнес-центры. То есть, альтернатива алкоголю для молодежи в виде спорта, тогда была на порядок выше, чем сейчас. Тем не менее, видимо, сейчас решили повторить еще раз те же меры. Можно даже повторить сухой закон 85−87 года. Краткосрочный эффект в виде продолжительности жизни тогда, действительно, был, но он был именно краткосрочным. А потом начали раскручиваться по спирали отрицательные факторы. У нас появились токсикомания, «колеса», злоупотребление лекарственными препаратами…
«СП»: — Составители законопроекта ссылаются на то, что в других странах такие меры имели положительный результат…
— В мире только в 19 государствах есть лицензирование алкоголя, а госмонополия вообще в 5−6-ти странах. То есть, на какие-то административные запреты, на госрегулирование, в борьбе с алкоголизмом мир вообще не делает ставки. Большинство стран идут путем замещения в структуре потребления натуральным вином. У нас этого нет. Скажем, в Америке, в Калифорнии бутылка белого очень приличного виноградного вина машинной сборки стоит всего 3 доллара. У нас рынок вина сильно завален различными контрафактами. Это произошло потому, что в период горбачевской кампании 70% российских виноградников мы вырубили и у нас 80% вина делается из импортного виноматериала, не самого высокого качества.
«СП»: — Вы полагаете, если люди начнут пить вино, то исчезнет проблема алкоголизма?
— В Европе уже два века вином лечат психические заболевания, но для этого оно должно быть качественное, не из виноматериала, а из нормального винограда и должно потребляться в умеренных количествах — для мужчин — 300 миллиграмм, для женщин — 150. Во Франции, например, приходится 60 литров вина на человека в год, включая младенцев и детей. Плюс еще там выпивают 200 млн бутылок своего шампанского, плюс коньяк, арманьяки. То есть, получается, что потребление алкоголя там весьма не малое. Но это не приводит к алкоголизму, потому что пьют очень качественное вино.
«СП» — А у нас что пьют?
— У нас — 80% пиво, 13% -водка, 6% - вино, 1% - коньяк. Нам говорят, что Россия - северная страна, поэтому, мол, у нас северный тип потребления алкоголя и преобладает водка. Но ведь статистика это опровергает. 86% населения у нас потребляет не крепкий алкоголь. Значит, и у нас можно сделать винный тип потребления.
«СП»: — Как это сделать?
— Должна быть государственная поддержка виноградарства и виноделия, чтобы качественное и недорогое вино стало доступно для населения. Вино, например, содержит уникальную вещь, называется ресфиратрол, так называемый, эликсир долголетия. Оно продлевает жизнь… Белое вино отлично борется с проблемами камней и бактерий в желудке. То есть качественное вино обладает уникальными целебными свойствами, но, конечно, при соблюдении дозы. Но у нас нет, например, ни одной передачи на ТВ, которая бы воспитывала потребителя. Чтобы людям показывали не пугалки — больные органы, отравленные алкоголем, а чтобы рассказывали на простом человеческом языке, что вино пить полезнее, чем пиво, коньяк, водку. Такой работы у нас не ведется. Импортное вино дорогое — его обложили 20% пошлиной, а везде в Европе — 12%, потом акцизы, НДС и расходы на банковскую гарантию при таможенном оформлении. После этого качественные вина, даже чилийские, продаются по 400−500 рублей.
«СП»: — Сами производители как относятся к этому законопроекту?
— Ни один нормальный легальный производитель не будет возражать против мер, направленных на борьбу с алкоголизмом, если они, действительно, приведут к ее снижению. Никто не заинтересован в том, чтобы люди спаивались и умирали. Мы, со своей стороны, очень жестко выступаем за то, что нужно розницу привлекать к уголовной ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним, жестко наказывать за продажу нелегального и некачественного алкоголя.
«СП»: — Вы не собираетесь выразить протест по этому поводу?
— Если производитель начнет возражать против этих предложений, нам скажут: вот, они готовы делать прибыль на чем угодно… Но это не так. Крупные производители алкоголя, может быть, еще больше, чем различные комиссии заинтересованы в наведении порядка в этой сфере. Потому что сейчас идет очень жесткая борьба легальных производителей с нелегальными. Другое дело — и это показывает недавняя история — борясь с алкоголизмом, мы можем наступить на те же грабли, что и раньше. Вместо того, чтобы оказывать государственную поддержку виноградарству, ввести жестки запреты. Все это было… Весь мир в борьбе с алкоголизмом идет путем замещения крепкого спиртного вином, а мы делаем шаги в обратном направлении. Это грустно. Нам нужно поднимать собственное виноградорство и виноделие, чтобы было доступно недорогое качественное вино, тогда, я думаю, без всяких запретов, все встанет на свои места.
Ирина Канунникова, директор Независимых сетей России так же не верит, что эти меры победят алкоголизм.
— На самом деле, это ограничение не уменьшит употребление алкоголя — говорит она. — В целом, нужно посмотреть на все это и с экономической точки зрения и со стороны здоровья нации. Эти запреты мы проходили неоднократно. Как правило, эти меры не работают, носят временный характер и, вскоре все равно отменяются. Этому есть примеры и в международной практике в том числе. Нужно понимать, для чего мы это делаем. Давайте принимать во внимание то, что многие небольшие магазины большую долю выручки делают на алкоголе. Если принять жесткие запретительные меры, особенно в период экономической нестабильности, это может очень серьезно подкосить их бизнес. Поэтому мы должны понимать, когда принимаем решения, что экономическая составляющая, здоровье нации еще и напрямую зависит от доходов населения. Потребление алкоголя с увеличением уровня доходов снижается, и это общеизвестный факт. Поэтому давайте поднимать, стимулировать доходы населения, повышать экологическую безопасность продуктов, потому что это может еще спровоцировать подпольный рынок алкоголя. И не нужно на это закрывать глаза. Как известно, любые запреты тут же провоцируют появление каких-то не лучших альтернатив. Не надо далеко ходить, мы можем вспомнить ситуацию с игорным бизнесом. Эти меры могут вызвать скорее негативные последствия, чем помочь достичь позитивного результата.