Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
18 февраля 2010 15:42

Реформа МВД: лес рубят — погоны летят

Наше общество не способно нарожать столько честных людей, сколько ему требуется. Их надо воспитывать.

75

18 февраля состоялось заседание расширенной коллегии МВД с участием президента Дмитрия Медведева. Ключевым вопросом стала реформа правоохранительных органов. Президент дал оценку работы органов ВД и поставил перед стражами правопорядка новые задачи. Кроме того, глава государства подписал указ «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации», внес в Госдуму законопроекты об упорядочении функций МВД и оптимизации его структуры, и пообещал принять ряд кадровых решений.

Насколько эффективной окажется милицейская реформа Медведева, рассуждает советник председателя Конституционного Суда РФ, генерал-майор милиции Владимир Овчинский.

«СП»: — Владимир Семенович, Медведев предлагает правильные меры?

— Меры-то правильные, но как они будут реализованы — непонятно. Допустим, президент предлагает сократить численность центрального аппарата МВД почти вдвое — «с 19 тысяч 970 до 10 тысяч единиц». Но если будут сокращены обеспечивающие службы, которых нагородили Бог знает сколько, создали департаменты там, где достаточно одного отдела, — это правильный путь. А если будут сокращать рабочие подразделения, такие как департамент транспортной милиции, департамент режимных объектов или, не дай Бог, структуры, которые непосредственно раскрывают преступления — например, департамент уголовного розыска, или департамент охраны общественного порядка — это будет неправильно.

Продекларировано сокращение — но кто будет определять, кого сокращать? Обычно этим занимается аппарат, тот же финансовый департамент, который все себе может оставить, а рабочие структуры сократить. Вот это будет трагедия.

«СП»: — Заявлено, что надо уйти от приукрашивания ситуации с преступлениями, чтобы статистика преступлений была реальной. Это достижимая цель?

— Опять же, какие механизмы будут положены в основу сбора этой статистики? Если международные стандарты, когда регистрируются все заявления, как это делается в Европе и США, и дается реальная картина преступности, когда все компьютеризировано и централизовано, — тогда хорошо. А если останется такая же допотопная система, как сейчас — президентские декларации ни к чему не приведут.

«СП»: — Предложено передать медвытрезвители Минздравсоцразвития. Это правильно?

— Это уже было в начале 1990-х, вытрезвители передавали. Но потом МВД опять себе их забрало. Ведь что представляет контингент медвытрезвителя? Помимо того, что люди напиваются, там ведь, в основном, правонарушители — хулиганы, дебоширы, иногда и преступники попадаются. С каждым надо разбираться, проверять личность — а кто это в Минздравсоцразвитии будет делать? Передать-то вытрезвители передадут, но все равно, кто-то из работников милиции должен будет там дежурить. С другой стороны, если сейчас в каких-то вытрезвителях совершаются безобразия, граждан там избивают — это не из-за того, что вытрезвители находятся в МВД. Это проблема нарушения законности, и здесь надо просто наводить порядок. Милиция в вытрезвителях не только приводит в чувство пьяниц, но и устанавливает личности, причастности некоторых людей к правонарушениям и преступлениям. Если человек пьяный, с криминальной травмой — с ним надо сразу разбираться. Поэтому я не понимаю, как это будет теперь выглядеть.

«СП»: — Медведев предлагает новый федеральный закон «О милиции». А старый чем плох?

— Сейчас действует закон, в который вносили огромное количество поправок. Закон очень хороший — один из первых российских законов, устойчивый закон. Он много раз был предметом рассмотрения Конституционного суда, и КС ни разу не выносил решения, в которых признавал бы неконституционными какие-либо нормы закона о милиции. Хотя, допустим, по Уголовно-процессуальному кодексу КС принимал такие решения неоднократно, более 20 статей в разных частях признал неконституционными. Поэтому, если новый федеральный закон «О милиции» сохранит лучшие положения действующего — это нормально.

«СП»: — Но вот предложение повысить зарплату сотрудникам милиции споров не вызывает?

— Конечно, зарплату надо повышать. Обыденной является ситуация, когда работники милиции — оперативники, следователи — получают зарплату в 3−4 раза меньше, чем работники прокуратуры, и в 7−8 раз меньше, чем судьи. Хотя все они делают одно дело — борются с преступностью, обеспечивают правопорядок и законность. Но работники милиции действуют на переднем крае, первыми идут на нож и пистолет, а получают в несколько раз меньше. Конечно, эту диспропорцию нужно устранять, и президент обозначал это в своем указе от 24 декабря.

«СП»: — Что будет с работниками милиции, которые попадут под сокращение?

— Прежде всего, сокращение не будет одномоментным, оно будет растянуто во времени. Потом, работников милиции, конечно, сейчас пытаются «кошмарить» в СМИ, представлять такими-сякими. А на самом деле среди них очень много умных, подготовленных людей. Среди тех, кого я знаю, кто уходил на пенсию или увольнялся — все прекрасно начинали работать в бизнесе, в государственных органах, некоторые уходили в прокуратуру работать и даже становились судьями. Поэтому здесь трагедии не будет.

Повторюсь, важно не то, что было сказано Медведевым, а то, как это будет воплощаться. Потому что под лозунгом «мы выполняем указание президента» можно наломать дров, а можно ситуацию значительно улучшить. Как это будет выглядеть — посмотрим.

«СП»: — Президент заявил, что отныне на генеральские должности будут назначаться кандидаты из федерального резерва — сотрудники из числа перспективных офицеров милиции. Что это за резерв?

— Не могу даже предположить — не знаю. Сейчас генеральские должности занимают сотрудники, которые должны пройти определенные ступени, знать службу, подразделение, куда его назначили. Человека не могут назначить на должность, к примеру, замначальника уголовного розыска, если он до этого ни дня в уголовном розыске не работал. Человек не может стать начальником УВД, если он не прошел определенные ступени, не работал «на земле», не возглавлял какую-нибудь службу — или милицию общественной безопасности, или тот же уголовный розыск. Кандидат всегда должен иметь опыт управленческой деятельности, опыт оперативной и следственной работы. Такие кадровые подходы к назначению всегда соблюдались.

P.S. Мы решили узнать, что же такое федеральный кадровый резерв, из которого теперь будут назначать офицеров милиции на генеральские должности, и связались с пресс-службой МВД. «Заявление президента носит декларативный характер. Реформа идет, посмотрим. Пока никаких списков резерва нет», — ответили нашему корреспонденту.

Кадры решают все

Понятно, ключевой вопрос реформы — кадровый. Как решался этот вопрос в советские времена, и как решается сейчас, нам рассказал человек, много лет проработавший в системе МВД. Генерал-лейтенант милиции свое имя попросил не называть:

— Много лет тому назад известный ученый, профессор Академии управления МВД РФ Алексей Столяренко в одной из своих лекций сказал, что в этот исторический период наше общество не способно нарожать столько честных людей, сколько ему требуется. Их надо воспитывать. Сегодня в милицию поступают люди, которые могут прийти в кадровый аппарат, написать заявление, пройти соответствующие проверки, медкомиссию, в том числе психологические тестирования, — и стать милиционером без особого труда. Настоящего отбора нет, так как нет конкурса. Низкие зарплаты, неудовлетворительные условия труда, негативное общественное мнение, которое сложилось вокруг деятельности милиции, приводит к тому, что она все более и более становится непопулярной.

Из кого отбирать будущих милиционеров? Подавляющее большинство кандидатов для работы в милиции общественной безопасности отслужили срочную службу в армии. Согласно социологическим опросам, около 70% из них в той или иной мере познали за время службы элементы «дедовщины». Негативные традиции ВС автоматически переносятся на службу в органы внутренних дел. Другого материала для отбора нет.

Много лет министерством создавалась система профессионального образования МВД — свыше 100 учебных центров профессиональной подготовки. Были затрачены миллионы рублей. До 100 тысяч человек ежегодно принималось на службу в МВД, из них 25 тысяч формировали образовательные учреждения системы МВД. Еще 75% сотрудников проходило учебную подготовку на кратковременных 4−6 месячных курсах в учебных центрах.

В образовательных учреждениях системы также возникали большие сложности с конкурсным набором. Возьмем крупный субъект РФ, с населением 3−4 миллиона человек — это 30−40 тысяч выпускников школы. Только половина из них юноши, которые могут нести нелегкую службу. Еще половина не может пройти медкомиссию, так как большинство юношей в школах имеют заболевания глаз, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата.

А что сейчас? Сокращение образовательных учреждений МВД, как намерены сделать в центральном аппарате, приведет к тому, что не четверть поступающих на службу будут подготовлены специально для службы в органах ВД, это число выпускников резко сократиться. В итоге упадет профессиональная подготовка. Отсюда и нарушения дисциплины, и нарушения закона.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов вопрос преемственности поколений. Бесконечные преобразования в системе МВД привели к тому, что основная часть профессионалов ушла из МВД в частные охранные структуры, банки, фирмы. А кто сегодня противостоит преступному элементу? Могу сказать, что свыше 40% сотрудников оперативных служб - молодые люди в возрасте до 30 лет. Еще 40% имеют стаж службы до трех лет. Представьте, какие профессиональные действия мы можем от них ожидать?! Все это серьезные ошибки, которые привели к нынешнему положению дел в МВД. Наверное, в программе реформирование следует предусмотреть сохранение и развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Что говорил Медведев про реформу МВД

— Совершение преступлений сотрудниками МВД будет рассматриваться, как отягчающее обстоятельство при наступлении уголовной ответственности. За неисполнение приказа начальника для сотрудников МВД вводится уголовная ответственность.

— В ближайшее время в руководстве милиции будет проведена ротация. Генеральские должности в МВД будут занимать кандидаты из федерального резерва. Подбор и выдвижение на эти должности будет производиться из числа перспективных офицеров милиции, которые готовы честно защищать закон и права граждан.

— Обстановка в Северо-Кавказском регионе требует усиления работы по обеспечению безопасности самих сотрудников милиции. Надо уделять этому особое внимание, используя и лучший наш, и зарубежный опыт.

— С принятием нового антикоррупционного законодательства деятельность правоохранительных органов стала более активной. Но это только первый этап работы по радикальному снижению уровня коррупции. Предстоит еще много сделать, чтобы очистить государственные и муниципальные структуры от этого зла.

— С этого года милиционеры обязаны предоставлять сведения о своем имуществе и имуществе членов своих семей. В министерстве приступила к работе комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих, введен институт поручительства. Эти инструменты должны заработать в полную силу.

— Необходимо предусмотреть в профилактических программах меры предупреждения правонарушений несовершеннолетних, обеспечение их прав и законных интересов. О неблагополучии в этой сфере свидетельствует рост почти в 1,5 раза обращений и жалоб по проблемам соблюдения прав детей.

— Проводить проверки организаций и граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью, должны только уполномоченные сотрудники министерства. Причем, такие проверки должны проводиться только при наличии заявления о совершенном преступлении и в рамках возбужденного уголовного дела.

— Из года в год раскрывается лишь каждое второе преступление. Нераскрытыми остаются более 1,3 млн преступлений, из них каждое четвертое — тяжкое или особо тяжкое. Не установлены виновные в совершении более чем 2 тыс. убийств и покушений на убийство, почти 760 тыс. краж, свыше 124 грабежей.

— Раскрываемость преступлений — это один из базовых критериев работы МВД. Желания приукрасить статистику, поменять ее недопустимы, меры по борьбе с преступностью должны быть адекватны ее масштабу, а работа министерства существенно скорректирована.

— Государство будет и впредь заботиться о повышении уровня материального и социального обеспечения сотрудников милиции. В течение короткого периода времени планируется увеличить денежное довольствие милиционеров. По мере роста финансовых возможностей государства, будем решать и жилищные проблемы сотрудников МВД.


P. S.S.

Президент России Дмитрий Медведев освободил 15 генералов от должностей в системе МВД РФ, сообщает пресс-служба Кремля.

Среди освобожденных от должности — генерал-майор милиции Виктор Гречман — начальник управления внутренних дел по Томской области; генерал-майор милиции Виктор Лесняк — министр внутренних дел по Республике Тыва; генерал-майор юстиции Борис Мартынов — замначальника главного управления внутренних дел по Краснодарскому краю.

Своих постов лишились подозреваемый в контрабанде генерал-майор милиции Виктор Сюсюра — министр внутренних дел Бурятии; генерал-майор милиции Николай Осяк — министр внутренних дел по Карачаево-Черкесии.

Также освобождены от должности:

генерал-майор милиции Владимир Алешин — начальник управления внутренних дел по Белгородской области;

генерал-полковник милиции Иван Балбашов — начальник оперативно-поискового бюро министерства внутренних дел РФ;

генерал-лейтенант милиции Алексей Белозеров — начальник Главного управления внутренних дел по Ростовской области;

генерал-майор милиции Михаил Климов — начальник управления внутренних дел по Брянской области;

генерал-майор милиции Михаил Кулаков — начальник Северного управления внутренних дел на транспорте;

генерал-полковник милиции Юрий Сковордин — начальник главного управления МВД РФ по Сибирскому федеральному округу;

генерал-майор милиции Виктор Фетисов — начальник Волго-Вятского управления внутренних дел на транспорте;

генерал-майор милиции Владимир Ходжейса — замначальника главного управления внутренних дел по Саратовской области — начальник милиции общественной безопасности;

генерал-майор милиции Виктор Черкашин — замначальника главного управления внутренних дел по Москве — начальник штаба;

генерал-лейтенант милиции Владимир Шлемин — начальник департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД РФ.

Кроме того, освобожден от должности полковник милиции Анвер Рахматулин — начальник управления внутренних дел по Новгородской области.

Последние новости
Цитаты
Юрий Афонин

Заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня