
17 февраля исполнилось полгода со дня трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС, в результате которой погибло 75 человек. 20 февраля архиепископ Абаканский и Кызылский Ионафан провел траурную панихиду в память о погибших. Эта панихида оказалась единственным официальным мероприятием на СШГЭС — администрация станции, города Саяногорска и Хакасии посчитали, что «не надо бередить раны».
Такое отношение официальных лиц к трагедии на ГЭС укладывается в рамки новой политики по отношению к аварии на станции — в январе в Хакасии было создано общественное движение «За плотину — без паники», которое призвано бороться со всевозможными «слухами и домыслами», а также «провести расследование по источникам финансирования радикальных протестных движений в республике». Появление этого движения совпало с приездом на СШГЭС первого вице-премьера Игоря Сечина.
В начале февраля Сечин сообщил: «На этом этапе у нас нет страха за ситуацию на Саяно-Шушенской ГЭС, есть чувство ответственности. Монолитность бетона сооружения не нарушена, не наблюдается никаких трещин и протечек, как в теле, так и в основании плотины». Вице-премьер прибыл тогда на ГЭС, чтобы оценить ход восстановительных работ.
В январе сильные морозы привели к «парению» над водобойным колодцем и обледенению гребня и балкона водосливной плотины. На уровне отметок 430−340 м наросла ледяная стена толщиной около 2 метров. Масса льда составляла 25 тысяч тонн. На его разбивку специалисты МЧС потратили около 2 недель.
Как рассказала «Свободной прессе» пресс-секретарь «Русгидро» Елена Вешнякова, в конце февраля на СШГЭС должен быть пущен 6-й гидроагрегат, до конца марта — 5-й, а до конца года — еще 3-й и 4-й гидроагрегаты. К тому моменту станция станет вырабатывать 40% от установленной мощности. По ее словам, кроме восстановления самой ГЭС сейчас ведутся работы по созданию обводного канала, который должен регулировать водосброс в пиковые периоды (4000 кубометров в секунду). «Восстановление идет только за счет средств „Русгидро“. В 2009 году мы потратили 6,4 млрд рублей, в этом году затраты составят 16,1 млрд рублей. Также до 2014 года на покупку 10 новых гидроагрегатов уйдет 11,7 млрд рублей», — отметила она.
Однако жители Саяногорска говорят, что местные чиновники и администрация станции живут в вымышленном мире, и на самом деле после аварии на ГЭС в городе возникло еще множество проблем.
Местный журналист Эрик Чернышев рассказал «Свободной прессе», что на прокладку обводного канала прибыли около 3 тысяч человек, в основном это люди из деревень. «Живут они в нечеловеческих условиях. Например, часть из них размещается в школе, и в классе располагается 50 человек, спят на двухъярусных кроватях. Этим людям обещали платить по 1 тысяче рублей в день, работают они вахтовым методом — 15 дней на канале, потом столько же отдыхают. То есть в месяц у них должно было получаться по 15 тысяч. Но реально платят по 8−12 тысяч. Для деревни и такие деньги считаются большими, но у нас в городе на это прожить нельзя», — так описывает он будни рабочих.
Николай Жолоб, председатель Комитета «Ступени жизни» (родственников погибших), говорит «Свободной прессе», что государство и «Русгидро» выполнили свои обещания перед родственниками погибших, в общей сложности они получили по 2,4−2,5 млн рублей. Но в связи с аварией возникла проблема дефицита местного бюджета — как Хакасии, так и Саяногорска. «Саяно-Шушенская ГЭС сейчас ведь стоит, налоги платятся только с заработка ремонтников. Конечно, выросла и преступность из-за наплыва людей. Причем преступность эта бытовая, например, воровство еды — ведь ремонтники получают небольшие деньги», — сокрушается он.
Григорий Назаренко, депутат саяногорского горсовета, отмечает в интервью «Свободной прессе» создание важного прецедента — на днях Верховный суд Хакасии вынес решение по первому делу о взыскании морального ущерба с «Русгидро». «Судилась родственница погибшего. Она получит 200 тысяч рублей. За этим иском последуют и другие — ведь „Русгидро“ в добровольном порядке отказывается от компенсаций морального ущерба», — разъясняет он.
По словам Назаренко, простые люди в Саяногорске сейчас обсуждают главную новость города: в январе местная администрация выставила на конкурс заявку, по которой фирма-победитель должна обеспечить эвакуацию 50 человек в случае возникновения форс-мажора на Саяно-Шушенской ГЭС. Странным образом совпало, что численность администрации Саяногорска как раз около 50 человек. «Этих людей фирма должна вывезти в горы за 10 км от города, обеспечить горюче-смазочными материалами, едой, генераторами, теплыми вещами. Получается, обычных людей никто при аварии эвакуировать не собирается», — рассказывает депутат.
На прошлой неделе в Саяногорске испытали работу аварийных сирен, установленных уже после аварии на СШГЭС. Оказалось, что из 13 сирен 2 уже не работают. Назаренко также говорит, что сейчас в городе нарастает паника по поводу возможного большого паводка весной. «Мы, депутаты, все же добились того, чтобы во всех газетах был опубликован план эвакуации для простых людей — куда бежать, как там обустраиваться, какую еду и лекарства с собой взять», — гордится депутат.
План катастрофы и эвакуации от МЧС
МЧС распространило по социальным учреждениям Хакасии памятку с описанием возможного сценария катастрофы и планом эвакуации населения. (Знаменательно, что в марте 2008 года на Абаканской ТЭЦ были проведены учения, имитирующие ситуацию прорыва плотины Саяно-Шушенской.) В ней сказано, что в случае прорыва высота водяного вала непосредственно у плотины превысит 50 метров. Через 10 минут он достигнет Майнской ГЭС и полностью ее разрушит, а через 20 — Саяногорска, который уйдет под воду. Затопление Абакана начнется через 5−6 часов. Через 17 — уровень Енисея в районе этого города повысится на 30 метров.
Согласно некоторым расчетам, если волна достигнет Красноярского водохранилища, то его уровень поднимется на 10 метров, вода перельется через плотину Красноярской ГЭС и выведет ее из строя. Произойдет также затопление отдельных районов Красноярска и ряда лежащих ниже по течению поселений. Наиболее пессимистичный сценарий — полное разрушение плотины Красноярской ГЭС. Тогда серьезная угроза нависнет даже над «атомным центром» Железногорском, расположенным в 64 километрах от Красноярска.
Фото English Russia