На фоне минувших праздников и длинных выходных осталось незамеченным очередное заявление главы Министерства науки и образования РФ Андрея Фурсенко. А зря. Мало того, что министр твердо намерен в ближайшее время ввести в средней школе «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), он заявил, что курс этот с успехом могли бы вести не только учителя — гуманитарии, но и преподаватели… естественных наук.
— Я считаю, что, например, учителя физики могли бы давать знания не менее успешно, чем учителя истории. Может быть, даже более успешно, — заявил министр на встрече с преподавателями, прошедшими подготовку по комплексному учебному курсу ОРКСЭ в Академии повышения квалификации работников образования.
А в необходимости введения в школах курса ОРКСЭ Фурсенко нисколько не сомневается.
— Поверьте, что через несколько лет мы будем гордиться, что начали это дело, — перешел на лозунги министр и выразил надежду, что одним из результатов обучения школьников основам религиозной культуры станет приток в школы… педагогов-мужчин.
— Во всех религиях пророками же были мужчины, — подвел под свою мысль религиозную основу Фурсенко.
Напомним, что курс ОРКСЭ в качестве эксперимента вводится в 19 регионах России с последней четверти текущего учебного года. Его начнут изучать школьники четвертых классов и продолжат в первой четверти нового учебного года. Каждый ученик с помощью своих родителей может выбрать для изучения одну из четырёх основных конфессий, либо все мировые религии гуртом, либо светскую этику.
Возможно, что-то в этом новшестве и есть, но вся проблема в том, что в современной российской средней школе совсем избавились от уроков труда, а на физику отведено лишь два академических часа в неделю.
На эту тему корреспондент «Свободной Прессы» беседует с петербургскими учеными — Георгием Анцевым, гендиректором — гл. конструктором НППО «Радар ММС», председателем Северо-Западного отделения РАМН, автором многих книг и научных статей, нескольких десятков изобретений и Валентином Сарычевым, доктором технических наук, профессором Санкт-Петербургского госуниверситета информационных технологий, механики и оптики.
Георгий Анцев: Заповеди Божьи должна нести семья
«СП»: — Георгий Владимирович, неужели в российской школе сегодня все настолько о, кей, что не хватает только одного — уроков православия, иудаизма и магометанства?
— Ну что вы, проблем масса! Зачем, например, убрали уроки труда? Теперь выпускники школ ничего не умеют делать своими руками. Созидательные навыки закладываются, прежде всего, на уроках труда. А вот уроки православия и прочих конфессий — я бы убрал на факультатив.
«СП»: — Думаю, вас не поймет министр Фурсенко…
— Я не спорю, что человек обязан нести в своем сердце заповеди Божьи, но причем здесь школа? Для этого есть семья и свободное время. Пусть поймут меня правильно — я не против этих уроков. Но в школах сегодня катастрофически не хватает физики и математики! Как минимум, должно быть три урока физики в неделю, а лучше четыре, плюс астрономия… В школах стали исчезать уроки черчения…
«СП»: — Программисты из Европы и Америки на это отвечают: вот вам готовая компьютерная программа, подставляй значения и считай…
— Это страшная вещь, когда будущий инженер не понимает физику явления. Он создает технику, а как работает тот или иной узел, какие физические процессы при этом происходят и что за чем следует — не знает. Инженер превращается в оператора ЭВМ. Вот я, например, пока не закрою глаза и не представлю, как механизм работает, ничего не смогу сделать. Я бы хотел, чтобы школа уделила внимание физике даже больше, чем математике. Это сегодня важнее.
Валентин Сарычев: Реформы Фурсенко, мягко говоря, глупость…
— Глупость сказал Фурсенко! Его слова — лишь свидетельство того, что он не владеет предметом, о котором рассуждает. И все его реформы, мягко говоря, глупость, они опасны тем, что министр вводит в жизнь то, в чем сам не разбирается. Физики будут православие преподавать? А что им, собственно, остается, когда физика в школе почти упразднена? А такие предметы, как астрономия, черчение, труд — устранены полностью. Религия — это ведь не история, не наука. Возьмите ислам, мусульманские вероучители прямо говорят, что Бог непостижим, что у него 33 сущности, 99 имен… Что — это в школе преподавать будем?
«СП»: — Министр утверждает, что у физиков особенная логика, которая им поможет на уроках религии?
— Я все же пытаюсь найти разумное зерно в том, что он говорит. Но, увы, ни одной здравой мысли ухватить не могу. Физики — суть естествоиспытатели, и Фурсенко прав — логика у них правильная. Но логика и религия — вещи несовместимые. Бога невозможно познать с точки зрения формальной логики, надо верить. Но тогда несовместимы вера и физика — это совершенно разные вещи. Нас убеждают, что без религии невозможно воспитать нравственного человека. А как же литература и вообще все искусство? Неужели учителя гуманитарных предметов хуже научат нравственности? Или в этом только служители культа безупречны? Опять дикая постановка вопроса: нравственность или физика… Я не представляю, как физики будут вести курс религии, вместо доказательств теорем — псалмы петь…
В школе должны быть только науки, только предметы, в которых нельзя усомниться. Религии, на мой взгляд, не место в общеобразовательной школе. Пусть вопросами веры занимается воскресная школа, пусть туда пойдут дети, которым это интересно, которых так сориентируют родители. Слово Божье там уместно. А вот как религию будут преподавать в светской школе, притом, вполне возможно — нерелигиозные люди, для меня загадка. У нас светское государство, и религия отделена от государственных функций законом. Давайте все-таки Конституцию соблюдать!
«СП»: — Вы наверняка бывали во многих странах и можете сравнивать?
— Могу. Например, в Южной Америке церковь находится в оппозиции к правительству, и поэтому пользуется у народа очень большим авторитетом. Церковники там не боятся критиковать власть. Но на светские учреждения не посягают — зачем? У них и без того достаточно авторитета. Они сильны своим мнением, своей независимостью. А вот в наших условиях сращивание церкви с государством, боюсь, к добру не приведет.
«СП»: — Какие проблемы, на ваш взгляд, сегодня испытывает средняя школа?
— Грамотные опытные учителя, которым я доверяю, говорят, что у детей стало что-то не так с памятью, они запоминают плохо. Раньше такого не было. Хотя сейчас и нет таких перегрузок, как раньше — школьную программу упростили донельзя. Но почему-то даже упрощенные курсы не воспринимаются детьми. Что-то с ними случилось…
Надо как-то перебарывать отовсюду насаждаемую серость. Надо работать, ориентируясь на аудиторию, уровень которой все время падает. Идет массированная атака на наших детей, и их надо спасать — давать им серьезные знания, чтобы они не поддавались манипуляциям. А Фурсенко пора сказать: уймитесь, господин министр со своими глупостями, остановитесь, наконец.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии, протодиакон:
— Предполагается, что курс будет вестись в объеме двух-трех уроков в неделю, поэтому никаких специальных учителей по этим дисциплинам по определению быть не может, преподавать ОПК будет или приглашенный педагог (например, департамент образования выделит одного человека на десять школ — в каждую на два часа в неделю), либо эту роль на себя возьмут учителя литературы или истории. Наши педагогические кадры, конечно, не блестящие, школа в кризисе, но учебник должен быть составлен таким образом, чтобы нейтрализовать бесталанность среднестатистической «Марьи Ивановны»…
Учебники уже в пути
В конце минувшей недели генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков сообщил РИА «Новости», что до 25 марта учебники по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» поступят в 19 регионов, где проводится эксперимент.
По его словам, общий тираж учебников составит 300 тысяч экземпляров. Из них больше всего будет выпущено учебников по преподаванию светской этики — 125 тысяч экземпляров. Учебники по православной культуре выйдут тиражом 80 тысяч экземпляров, по мировым религиозным культурам — 60 тысяч, исламской культуре — 40 тысяч, буддийской культуре — 14 тысяч и иудейской культуре — 12 тысяч.
Кроме того, разработаны специальные пособия для учителей и родителей. Кондаков сообщил, что все учебники прошли три экспертизы: конфессиональную, психолого-педагогическую и научную.
Справка «СП»
В этом году в 19 регионах России в экспериментальном порядке начнется преподавание основ православной (а также исламской, иудейской и буддийской) культуры и предмета, условно именуемого светской этикой. Это решение стало следствием договоренности между президентом Дмитрием Медведевым и главами четырех традиционных конфессий России.