Президент России Владимир Путин подписал, принятый ранее Государственной думой, закон о бюджете Пенсионного фонда России (ПФР) на 2019 год и плановый период 2019—2021 годы.
На 2019 год спрогнозированы доходы в сумме 8612,7 млрд. рублей и расходы в сумме 8635,9 млрд. рублей, а в 2020 и 2021 годах - 8995.5 млрд. рублей и 9294,3 млрд. рублей соответственно. Расходы планируются в объемах 9017,4 млрд. рублей и 9328,1 млрд. рублей соответственно.
«Бюджет Фонда на 2019 год сформирован с дефицитом в сумме 23,2 млрд. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии. Прогнозируемый дефицит бюджета Фонда в 2020 году — 22 млрд. рублей, в 2021 году — 33,9 млрд. рублей», — отмечается в справке Государственно-правового управления.
Впрочем, россиян волнует и судьба накопительной части пенсионной системы. Госдума 22 ноября приняла закон о заморозке накопительной части пенсии до 2021 года. Вопрос о накопительной пенсии был поднят на только что прошедшем Инвестиционном форуме «Россия зовёт!». По мнению представителя компании TS Lombard Кристофера Грэнвила, это важный для всех вопрос.
«От решений правительства, Центрального банка по схеме, если не ошибаюсь, „индивидуальный пенсионный капитал“ могут выигрывать все: будущие миллионы российских пенсионеров, компании, эмитенты акций, корпоративных облигаций, остальные участники российского рынка, который станет более ликвидным, менее волатильным, с лучшим корпоративным управлением, с большим спросом на размещение и так далее», — считает он.
При этом Грэнвил заметил, что уже пятый год проходит «без накоплений». Как заверил президент, эта тема обсуждается.
«Мы не закрываем саму тему пенсионных фондов накопительных — частных, государственных. Мы исходим из того, что эти фонды — их работа должна быть организована таким образом (Вы сейчас сказали, где эти плюсы и где преимущества), чтобы эти преимущества совершенно очевидно почувствовали те люди, которые отчисляют свои средства в эти пенсионные фонды, чтобы там ничего не развалилось, чтобы они эффективно управлялись, чтобы люди чувствовали выгоду от того, что они откладывают накопления в эти фонды, чтобы инфляционные процессы не влияли таким образом, чтобы эти деньги исчезли, чтобы они проводили взвешенную, реалистичную и эффективную экономическую политику», — заявил глава государства.
Он также предложил обсудить конкретные вопросы, связанные с продолжением этой работы, с членами правительства и с Центральным банком и пообещал: «Пенсии будут расти. Точно, это вопрос решённый».
Уточнять насколько они вырастут, глава государства не стал. Впрочем, как заявил в эфире НСН Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, повышение пенсий прописано в законе. По его словам, рост пенсий составит 6−7% независимо от уровня инфляции.
«Индексация предусмотрена в темпах, более высоких, чем прогнозы, практически в два раза… Средняя страховая пенсия в РФ увеличивается примерно на 1 тысячу рублей в год. У кого пенсия выше средней, у того будет больше, чем на тысячу рублей», — сказал он.
На сегодняшний день средняя пенсия в России составляет 14,1 тысячу рублей. Как считает директор Института проблем глобализации, экономист Михаил Делягин рост выплат будет незначительным.
«Нам пообещали, что в следующем году пенсия вырастет на тысячу рублей. Правда, в связи с индексацией этот рост и так должен был составить больше 570 рублей. Так что это увеличение пенсий, что называется с барского плеча, не очень значимо», — полагает он.
Президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Беляков оговорился, что пока специально не изучал принятый закон, однако считает, что разумные объяснения Пенсионного фонда России в нем содержатся и волноваться по поводу дефицита не стоит.
— Нечего беспокоиться, потому что государство покрывает дефицит в части получения гражданами пенсий и выполняет социальные обязательства.
«СП»: — А что с негосударственными фондами?
— С негосударственными фондами система складывается по-другому. Вопрос в их эффективности. Есть возможность менять их с определенной периодичностью без потерь инвестиционного дохода, если часто — то с потерей.
Что касается той части пенсии, которая отчислялась по линии обязательного пенсионного страхования — так называемая «накопительная» пенсия", то она заморожена.
Другая возможность негосударственные пенсионных фондов — это добровольные пенсионные продукты. В этом случае все регулируется договором с фондом. Общие принципы такие: НПФ заключает договор на сохранение вклада, а будет или нет инвестиционный доход зависит от деятельности самого фонда. Сейчас НПФ показывают доходность в среднем на уровне 8−10%.
«СП»: — Каковы перспективы разморозки «накопительной» пенсии?
— Государство, судя по тому, что принимаются решения о продлении заморозки, перспектив не видит. Хотелось, чтобы пенсионные накопления были разморожены и таким образом деньги, которые граждане формируют как часть своего страхового взноса, поступали в пенсионные фонды и позволяли бы ими эффективно управлять. Для экономики это был бы дополнительный источник ресурса. Но государство таких возможностей не видит.
Сейчас обсуждается идея внедрения концепции индивидуального пенсионного капитала. По сути, это альтернатива накопительной системе в том виде, в каком она существовала до заморозки.
«СП»: — Какой средний размер пенсии стоит ожидать в следующем году?
— Средняя пенсия — это понятие, которое требует раскрытия. Если речь идет о государственном пенсионном обеспечении, размер которого сейчас 14 тысяч рублей с копейками, то будет какая-то индексация, но небольшая.
А в целом, пенсия складывается еще из дополнительных программ, в которых участвуют пенсионеры. В среднем по стране пенсия будет 15 600 — 15 700 рублей.
В общем, до европейских пенсионеров российским бабушкам и дедушкам пока далеко. Если забыть о процентах и посмотреть на реальные цифры, что нам собственно и предлагают руководители государства, то, по данным «Деловой жизни», средняя пенсия в Швейцарии, например, составляет 3400 долларов, в Японии — 2850, в Германии — 2650, в США — 2150, в Эстонии — 440, а в России — 235. Конечно, жизнь в той же Европе дорогая, но на круизных лайнерах почему-то путешествуют в основном пенсионеры. А нашим не поможет даже то, что их число постарались сократить, отобрав пенсии у тех, кто собирался выйти на заслуженный отдых в ближайшие годы…