Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
16 марта 2010 15:37

Экологи: «Денег на убийство Химкинского леса никто не даст»

Несмотря на гарантии премьер-министра, проект трассы Москва-Петербург все еще не получил финансирования

9

Премьер-министр России Владимир Путин подписал постановление о госгарантиях компаниям, которые занимаются инфраструктурными проектами. Этот документ касается и планируемой дороги Москва — Санкт-Петербург, передает РИА «Новости».

"К этому постановлению прилагается приложение, в котором предусмотрен порядок финансирования трех конкретных проектов: строительство дороги Москва — Санкт-Петербург — 25 миллиардов, обход города Одинцово — 8 миллиардов и строительство скоростного диаметра в Санкт-Петербурге" - сообщил премьер.

Параллельно с выделением госгарантий Путин дал Левитину поручение следить за выполнением экологических требований в инфраструктурных проектах. «Прошу вас самым внимательным образом следить за соблюдением российского законодательства при осуществлении инфраструктурных проектов, в том числе и за соблюдением экологического законодательства», — отметил он. «Все необходимые экологические экспертизы должны быть проведены вовремя», — подчеркнул премьер.

Именно экологическая составляющая может перечеркнуть все планы строителей. Из-за проекта платной дороги Москва — Санкт-Петербург активисты общественных движений протестуют уже несколько лет. Согласно документам подмосковный Химкинский лес окажется разрезан на две части, а под вырубку пойдет полоса шириной до 3 километров.

Среди борцов за сохранение Химкинского леса были жертвы — больше года назад главный редактор газеты «Химкинская правда» Михаил Бекетов был избит неизвестными, и до сих пор находится в больнице в тяжелом состоянии.

Решение о строительстве дороги было принято еще в 2004 году, и с тех пор обсуждается. Евгения Чирикова, лидер движения в защиту Химкинского леса считает, что от гарантий премьера проект с мертвой точки не сдвинется.

«СП»: — Кто вас информирует о ходе реализации проекта?

— Основной инвестор проекта трассы Москва-Санкт-Петербург — Европейский банк реконструкции и развития. Мы постоянно переписываемся с его корпоративным директором Алистером Кларком, последнее письмо мы получили 16 февраля. Вопрос о выделении средств по-прежнему рассматривается, банк оценивает риски.

«СП»: — Заявление премьер-министра повлияет на эти оценки?

— Не думаю. По моим ощущениям, они не очень хотят вкладываться в этот проект. Само по себе то, что они до сих пор не приняли никакого решения, несмотря на личные просьбы Путина — это серьезный показатель. В банке нам говорят, что тема с трассой очень перегрета, так как все нарушения, связанные с экологией, становятся известны на Западе. А там к экологии относятся серьезнее. Трасса по проекту пересекает 3 природоохранные зоны, а для Европы нарушение границ даже одной такой зоны недопустимо.

«СП»: — Сейчас в Химкинском лесу ведутся какие-то подготовительные работы?

— Нет, вообще ничего.

«СП»: — А то давление, которые оказывалось на защитников леса, оно продолжается?

— Угроз как таковых нет. Но мы все равно не чувствуем себя в безопасности — не были найдены ни исполнители, ни заказчики нападения на Михаила Бекетова. Насилие может вернуться в любой момент.

Противодействие идет на правовом поле. Скажем, Верховный суд 1 марта поддержал строителей — несмотря на то, что мы представили факты фальсификации экспертизы, показали суду, что существуют альтернативные варианты прокладки дороги. Так как Верховный суд проигнорировал федеральный закон, будем обращаться в Страсбург. К сожалению, в России от органов власти мы не получаем никакой поддержки, находим понимание только за границей.

Сейчас нашим случаем заинтересовался фонд Transparency International. Они проводят свое расследование — подозревают, что в этом деле была коррупционная составляющая. Потому что фактически под этот проект корректируется российское законодательство. Кроме того, у них возникли вопросы к проведенным тендерам.

«СП»: — Кто, кроме чиновников, заинтересован в проекте?

— Главный подрядчик строительства трассы через Химкинский лес — французская компания Vinci. Кроме ЕБРР, кредит намеревался выдать Европейский инвестиционный банк, одна из дочерних структур мирового банка и некоторые иностранные страховые компании. Мне встречалась цифра в 600 млн евро.

«СП»: — То есть если ЕБРР откажет, деньги все равно найдутся?

— Если после анализа банк принимает решения не финансировать тот или иной проект, то это смертный приговор. По крайней мере, так нам пояснили на совете директоров ЕБРР, куда нас приглашали. После этого ни одна из структур, оценивающая свои риски, в том числе и репутационные, не выделит ни копейки.

Последние новости
Цитаты
Всеволод Шимов

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня