Волгоградская милиция продолжает поиск сбежавшего из-под стражи экс-депутата областной думы Николая Волкова, подозреваемого в педофилии. По данным следствия, его жертвами стали, как минимум, пять несовершеннолетних девочек и мальчиков. Причем самому младшему ребенку было всего семь лет.
Волкова, напомним, задержали 14 марта. Бывшего народного избранника, отправили в СИЗО. В течении двух суток должен был решиться вопрос об его аресте на время следствия.
В понедельник, 15 марта, сотрудники милиции повезли Волкова в его квартиру для проведения следственного эксперимента. На обратном пути в управление, примерно в 19:40, задержанный попросил следователей заехать к нему в офис, чтобы переодеться и взять паспорт. Однако уже в офисе, как сообщила «Комсомольская правда — Волгоград», Волков оторвался от конвоя и покинул здание через черный вход.
По предположительной информации, обвиняемого в изнасиловании детей поблизости ждала машина. Следствие предполагает, что он мог уже скрыться из города.
— В этот же день подозреваемый был объявлен в федеральный розыск. Принимается комплекс следственно-оперативных мер по установлению его местонахождения", — сообщила старший помощник руководителя волгоградского следственного управления Антонина Макеева — В отношении Волкова было возбуждено еще одно уголовное дело — по ст. 313 УК России (побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи).
Теперь розыском беглеца занимаются областное ГУВД и ФСБ.
От «ЕдРа» к эсерам
В Волгограде Николай Волков слывет известным человеком — владельцем сети магазинов «Мир техники», затем — депутатом областной думы и, в последние годы, — помощником депутата Госдумы Олега Михеева. Мы попытались связаться с кем-либо из окружения Волкова, но большинство его знакомых, отказываются комментировать арест и побег бизнесмена, не желая, чтобы их имена светились рядом с именем педофила.
В их числе оказался и Денис Перепелицын, который несколько лет назад был помощником Волкова, а теперь занимает пост первого секретаря в Волгоградском региональном исполнительном комитете партии «Единая Россия».
Более словоохотливым был Олег Михеев, депутат Государственной Думы, член партии «Справедливая России», сообщивший корреспондентам «Комсомольской правды», что обвиняемый в педофилии бизнесмен больше не является его помощником.
— Я хочу отметить, что довольно ошибочно причислять Волкова к нашей партии. Он был исключен еще в сентябре прошлого года. Равно как и больше не числится моим помощником. Этот вопрос я решил еще на прошлой неделе, — прокомментировал Олег Михеев.
В «Справедливую Россию» Николай Волков попал после скандала. В августе 2007 года его вместе с депутатом облдумы Агеевым исключили из регионального отделения «Единой России» за распространение в СМИ информации, дискредитирующей работу партии. В знак протеста оба депутата перешли к конкурентам «ЕдРа». А вскоре Волков стал помощником депутата Госдумы от Волгоградской области Олега Михеева, так как сам на выборы в российский парламент не прошел.
В политических баталиях Волков участвовал много и охотно. Нам удалось связаться с сотрудницей одного пиар-агентства Элиной Эрлих, которой довелось поработать с ним во время предвыборных компаний.
«СП»: — Вы часто пересекались с Николаем Волковым по работе?
— В течение пяти лет я фотографировала его на различных политических мероприятиях, проходивших в городе. Но, конечно, я могла наблюдать его только в рабочей обстановке и мне сложно как-то прокомментировать то, что он оказался педофилом.
«СП»: — Какое впечатление он производил?
— Чисто внешне он похож на «братка» — рослый, крупный, с широким серьезным лицом. Все время ходил с несколькими сопровождающими — минимум двумя — тремя. Поэтому создавалось впечатление, что идет какой-то авторитет в компании с другими «коллегами».
"СП": — Волков был фотогеничным?
— В первый раз я фотографировала его, когда он только начинал свою карьеру в политике. Это было лет 5 назад. Перед камерами он тогда сильно тушевался, выглядел неуверенным. Отворачивался от фотографов. Потом привык, что за ним постоянно охотятся журналисты, и было видно, что чувствует себя более расковано. Он бывший спортсмен, занимался рукопашным боем. Естественно, придя в политику, ему пришлось многому учиться. За пять лет он очень сильно изменился. Научился улыбаться аудитории и неплохо говорить. С ним работала профессиональная команда.
«СП»: — Вы никогда не замечали, чтобы он проявлял повышенный интерес к молодым девушкам?
— Нет, ничего такого. Обычно он казался серьезным, даже задумчивым, редко улыбался. С подчиненными вел себя корректно, сдержанно. Я не видела, чтобы он с кем-то заигрывал или даже шутил. Конечно, от разных людей приходилось слышать разное. Например, что по жизни он на полном «отморозе», но от себя я этого сказать не могу.
Также нам удалось поговорить с Галиной Бачуриной, одноклассницей Николая Волкова.
«СП»: — После окончания школы вы общались со своим одноклассником?
— Да, несмотря на то, что он так высоко поднялся, мы продолжали поддерживать отношения. Класс у нас был дружным, и о Коле все скажут только хорошее. Он был всегда очень отзывчивым, контактным. Многие одноклассники к нему обращались за помощью, и он никому никогда не отказывал: занимал деньги без всяких процентов на любой срок, помогал с трудоустройством. То, что происходит сейчас, мне просто непонятно.
«СП»: — А какая у Волкова семья?
— Он женат больше 15 лет. Две его дочери учатся в престижной спецшколе с английским уклоном, в городе Волжский, рядом с Волгоградом.
В чем обвиняют Волкова?
С 2007 по 2009 год, по версии следствия, он неоднократно вывозил малолетних девочек в район пруда поселка Ангарский города Волгограда, а также к себе на квартиру, где совершал с ними половые акты и развратные действия сексуального характера.
Первый эпизод, по данным следствия, произошел зимой 2007 года, когда Волков познакомился с 15−летней девочкой и привез ее в баню, где надругался над ней. Затем на протяжении двух лет депутат неоднократного вывозил двух других девочек 14 и 16 лет в район пруда поселка Ангарский в Волгограде и к себе в квартиру, где совершал с ними половые акты и развратные действия.
Чтобы не заниматься поиском жертв самому, в апреле 2009 года Волков попросил свою знакомую, которую он также изнасиловал, когда она еще не достигла совершеннолетия, подыскивать ему маленьких девочек. По предварительным данным, каждую «новенькую» Волков оценил в несколько тысяч рублей. По договоренности, чем моложе была жертва, тем больше за нее получала сутенерша. В том числе она познакомила Волкова с двумя подругами в возрасте семи и восьми лет. Депутат, как считает следствие, насиловал этих девочек в течение трех месяцев — с апреля по июнь 2009 года.
Уголовное дело против Волкова было возбуждено по признакам преступлений, предусмотренных статьей 131 части 3 УК РФ «Изнасилование несовершеннолетней с использованием ее беспомощного состояния»; двум эпизодам статьи 143 УК РФ «Половое сношение с лицом, заведомо не достигшим четырнадцатилетнего возраста» и трем эпизодам статьи 135 УК РФ «Развратные действия сексуального характера с лицами, не достигшими четырнадцатилетнего и шестнадцатилетнего возраста».
После задержания подозреваемый признался, что секс с одной из потерпевших у него был, однако все происходило по обоюдному согласию, он никого не насиловал. Тем не менее, другие дети, допрошенные следствием в точности описывали обстановку в доме экс-депутата облДумы, где совершались изнасилования.
Почему так много педофилов?
Скандал в Волгограде — отнюдь не первый, который вспыхнул в последнее время на почве педофилии. Почему эта тема всплывает все чаще? И что можно этому противопоставить?
Сергей Ениколопов, психолог
— То, что это тема так популярна — по большому счету случайность. В реальности это было всегда, не больше чем сейчас, но и не меньше. Но, с другой стороны, СМИ создают педофилии моду, известен феномен заражения — все больше людей, потенциально склонных к насилию над детьми, начинают думать, что стоит попробовать.
Да, люди во власти часто становятся героями педофильских скандалов, сначала это началось в Америке, теперь и у нас. Во власти много нюансов, некоторые заигрываются, начинают чувствовать, что они стоят над нормами, что им это позволено.
«СП»: — И что можно сделать?
— В обществе нужно потихоньку создавать атмосферу нетерпимости к педофилам. Я знаю, многие не считают секс с детьми, инцест такими уж преступлениями.
Это комплексная проблема — насилие-инцест-педофилия, и нужно исправлять сразу всё, а не пытаться, скажем, бороться только отдельно с педофилами.
В России нет ни одного исследования на эту тему, по крайней мере, мне о них неизвестно. В Америке каждый случай исследуется, выделяются гранты, люди делают все, чтобы узнать причину отклонения. А у нас предлагают только большие сроки и химическую кастрацию. Но никто не исследовал, что будет после такой операции. Что будет с таким человеком через 20 лет? Насиловать он не сможет, да, но может убивать. Хотя бы со злости.
— Педофилия всегда была, есть и будет. Общество должно принимать всяческие меры, чтобы нейтрализовать эту угрозу. Людей, замеченных в подобных склонностях, надо обследовать, это работа для психологов и психиатров. Надо информировать самих детей. Но наша система, к сожалению, не способна этого делать.