Возможно, в ближайшее время МВД выступит с инициативой о лицензировании и регистрации всех полиграфических и множительных аппаратов, прежде всего импортных. Иными словами, в России может возродиться советский порядок пользования такой техникой, когда все принтеры, ксероксы, ризографы и даже пишущие машинки обязательно регистрировались в милиции, а офисная техника находилась под присмотром «первых» отделов. Об этом сообщает «Российская газета» со ссылкой на источники в МВД.
Причина, по словам собеседников газеты из числа экспертов ведомства, в том, что высококачественная копировальная и полиграфическая техника позволяет почти безупречно копировать банкноты и иные ценные бумаги. На постоянное повышение степени защищенности банкнот уходит слишком много средств. «Многим специалистам в МВД представляется более логичным установить жесткий контроль за использованием типографского оборудования и деятельностью полиграфических предприятий, — пишет официальная газета правительства России. — <…>Эксперты считают, что правоохранительным органам следует приобрести устройства декодирования скрытых меток на электрографических копиях для точного установления марки и заводского номера копировально-множительных аппаратов. Именно такую информацию торговые организации и фирмы должны будут представлять о ввезенном либо проданном оборудовании. Таким образом удастся безошибочно опознать, на каком аппарате сделана та или иная фальшивка.
Для более точного установления устройства, на котором сделали поддельные деньги, в МВД намерены получать образцы красящих веществ, используемых во всех типах копировально-множительного и печатающего оборудования, в том числе — и компьютерного. Так будут пополняться коллекции экспертно-криминалистических центров". Пока эти инициативы существуют лишь в научных докладах экспертов МВД, подчеркивает «Российская газета».
В самом министерстве эту информацию не подтверждают. «Нам ничего о такой инициативе неизвестно, хотя до середины 90-х годов именно наша служба занималась учетом ксероксов и подобной техники», — сообщили корреспонденту «СП» в Лицензионно-разрешительном управлении Департамента охраны общественного порядка (ДООП) МВД России. Правоохранители давно признали такой учет излишним, отметил представитель управления.
Однако само существование таких инициатив достаточно показательно. До 1994 года вся печатная и множительная техника действительно состояла на учете в МВД, подобно охотничьему и гражданскому оружию. И основной целью такого порядка в советские времена была борьба не с фальшивомонетничеством, а с антисоветской агитацией и пропагандой. Поэтому стоит ожидать, что если регистрация ксероксов и ризографов будет вновь введена, у оппозиции, особенно у «несистемной» ее части, возникнут дополнительные сложности.
«Сложности у оппозиции возникнут, а вот в борьбе с преступностью это милиции совершенно не поможет», — уверен пресс-секретарь писателя и оппозиционера Эдуарда Лимонова Александр Аверин. В России на руках уже находятся миллионы неучтенных печатных и множительных устройств, зарегистрировать их все невозможно, отмечает Аверин. К тому же, если кому-то всерьез потребуется напечатать нелегальную литературу или листовки, в России всегда есть возможность за небольшую взятку получить фальшивую регистрацию такого устройства. В итоге такая мера может стать лишь декорацией: милиция демонстрирует, что борется с терроризмом и преступниками, применяя новые способы, резюмировал Аверин.
Что касается легальной оппозиции, то к печатной продукции зарегистрированных партий уже применяются столь жесткие требования, что печатать в домашней типографии им давно невозможно. Об этом рассказал «СП» официальный представитель партии «Яблоко» Игорь Яковлев. Печатать предвыборную продукцию партии обязаны на конкретных полиграфических предприятиях, а образцы этой агитации утверждаются избирательными комиссиями. Печатать агитматериалы дома, какая бы техника при этом ни использовалась, просто незаконно.
Что касается партийных газет, бюллетеней и тому подобных вещей, то начиная с тиража 1000 экземпляров такие издания считаются СМИ и требуют регистрации. То есть фактически «неподучетные» издания, производство которых может затрудниться из-за нововведений с регистрацией множительной техники — это лишь совсем мелкотиражные листовки и прочее.
«Конечно, бывает, что типографии отказываются печатать тираж той или иной агитационной продукции, — отметил Яковлев. — Это часто происходит в регионах, где предприятия сильно зависят от местной власти. Бывает и так, что задерживается доставка тиража до потребителя, и агитация оказывается бесполезной. Итак, повторюсь, работа с печатными материалами для легальных партий и так весьма зарегулирована и подконтрольна властям. Для нас мало что может измениться к худшему».
Еще одна «группа риска» — малотиражные независимые издатели-бутлегеры, российский самиздат. Правда, эта группа уже почти вымерла или перешла на услуги легальных типографий, рассказал «СП» основатель издательства Ad Marginem Александр Иванов. «Сейчас даже самые мелкие издательства заказывают тиражи у полиграфистов — это дешевле и качественнее, чем печатать в кустарных условиях на принтерах, ксероксах и ризографах, — говорит издатель. — Может быть, остались отдельные самиздатчики, но их настолько мало, что они не сделают погоды.
К тому же, сейчас власти проявляют слишком мало внимания нашему виду медиа. Куда больше следят за телевидением, интернетом, радио. Книги политикам, по счастью, не интересны.
Тем не менее, книгоиздатели — тоже члены гражданского общества, и поэтому подобные идеи, тенденции не могут не волновать. Конечно, сам дух таких нововведений, скажем так, далек от демократии".