12 апреля опубликована информация об имущественном состоянии президента Дмитрия Медведева и председателя правительства Владимира Путина за 2009 год.
Заработки властного тандема не сильно изменились по сравнению с 2008 годом — правда, они все же упали (как и доходы большинства простых россиян).
Так, Медведев заработал за 2009 год 3 млн 335 тысяч 281 рубль (в 2008 году — 4 млн 139 тысяч 726 рублей).
Совместно с супругой Светланой Медведевой он владеет квартирой площадью 367,8 кв.м. Также на правах аренды у президента земельный участок площадью 47 соток.
Президент имеет в российских банках 12 счетов на общую сумму 3 млн 574 тысячи 747 рублей (хороший пример для простых россиян диверсификации своих вкладов). В собственности Медведева — легковой автомобиль ГАЗ 20 «Победа» 1948 года выпуска.
Супруга президента Светлана по российским меркам вообще не дотягивает до черты бедности: она имеет в российском банке всего один счет на сумму 7503 рубля 89 копеек. Ей также принадлежат два машиноместа общей площадью 32,5 кв. м. и легковой автомобиль «Фольксваген Гольф» 1999 года выпуска.
Еще беднее Светланы Медведевой оказалась супруга Владимира Путина Людмила. Она заработала за 2009 год всего 582 рубля. Зато сам председатель правительства за прошлый год получил 3 млн 889 тысяч 807 рублей. Кризис, сказался и на Владимире Путине — в 2008 году его доход был гораздо выше: 4 млн 622 тысячи 400 рублей.
По сравнению с Дмитрием Медведевым Владимир Владимирович — страстный автолюбитель. В его собтвенности числятся 2 раритетных «Волги» — ГАЗ М 21 и ГАЗ М-21Р, автомобиль «Нива, а также автоприцеп «Скиф».
Владимир Владимирович имеет квартиру площадью 153,7 кв. м и гараж в 18 кв. м. Его супруга Людмила вообще не имеет никаких квартир, машин и гаражей.
На фоне Медведева и Путина семьи их подчиненных — настоящие, долларовые миллионеры, со всеми атрибутами новых русских. Например, жена вице-премьера Христенко заработала за 2009 год 641 млн 912 тысяч 865 рублей (это около 22 млн долларов). В ее и мужа собственности машины «Ягуар», «Мерседес-Бенц S350», «Мерседес-Бенц S500», «Мерседес-Бенц S класса седан V221», лимузин «ЗИЛ-41047», «Форд Химер Кемп».
Похожий автотранспортный набор имеет и семья вице-премьера Хлопонина: два «Мерседес-Бенц S600», «Мерседес-Бенц СL 65 AMG», «Bentley Arnage r», «Ягуар-Даймлер», мотоцикл «Харлей-Дэвидсон», яхта «Фантом-46». Сам Хлопонин заработал за прошлый год 67 млн 950 тысяч 861 рубль, а его супруга — 13 млн 726 тысяч 327 рублей.
Самым зарабатывающим среди членов правительства оказался министр природных ресурсов Трутнев — 155 млн 93 тысячи 105 рублей.
Однако официальный доход обоих властителей России давно становится многими экспертами под сомнение.
Так, еще в 2008 году депутат ГД от фракции КПРФ Николай Коломейцев просил внести протокольное поручение думским комитетам по конституционному законодательству и государственному строительству и по безопасности — запросить в Центральной избирательной комиссии РФ и Федеральной налоговой службе информацию о том, насколько достоверны данные, содержащиеся в декларации о материальном положении кандидата в президенты Д.А.Медведева и проверялись ли сведения, изложенные в различных СМИ, о его доходах на коммерческом поприще. «Если верить данным, опубликованным в журнале „Forbes“ (№ 2, 2004 г.), журнале „Профиль“ (17 ноября 2003 г.), в отчете Счетной палаты РФ о результатах проверки законности продажи Российским фондом федерального имущества в 1994 году пакета акций Котласского целлюлозно-бумажного комбината закрытому акционерному обществу „Илим Палп Энтерпрайз“ и реализации инвестиционной программы указанным обществом (Бюллетень Счетной палаты № 7, 2000 г.), то до перехода на государственную службу Д. Медведев был достаточно преуспевающим бизнесменом. Еще в 1993 г. он выступил одним из учредителей некой фирмы „Финцелл“ (50% акций), которая вскоре сама учредила ЗАО „Илим Палп Энтерпрайз“, один из гигантов российского лесопромышленного бизнеса. А в 1998 г. Медведев вошел в совет директоров одного из крупнейших предприятий, которыми владела фирма, — Братского лесопромышленного комбината», — отмечал Коломейцев.
Станислав Белковский, политолог, директор Института национальной стратегии, в интервью «Свободной прессе» говорит, что Владимир Путин — вообще самый богатый россиянин, чье состояние измеряется десятками миллиардов долларов.
«СП»: — Можно ли дать оценку, насколько выросло или наоборот уменьшилось за последний год благосостояние первых лиц государства?
— О состоянии Дмитрия Медведева я судить не могу, поскольку мне неизвестно о его долях участия в различных коммерческих структурах, известно только, что он был менеджером лесопромышленной корпорации «Илим Палп», и, видимо, был одним из бенефициаров этой корпорации, однако, он вышел из этого бизнеса еще в 2005 году.
Что касается Владимира Путина, то нужно отслеживать текущую капитализацию компаний, в которых он имеет заинтересованность, а именно «Газпрома», «Сургутнефтегаза» и нефтегазового трейдера «Ганвор». В конце 2007 года, по моим подсчетам, совокупная стоимость долей, бенефициаром которых был Путин в этих компаниях, составляла примерно 40 млрд долларов.
В разгар кризиса эта сумма существенно снизилась, однако, не стоит забывать о потоках наличных денег, которые генерировали эти три компании в интересах бенефициаров. Сейчас, когда фондовый рынок снова оживился, видимо, эти доли снова подорожали — нужно смотреть текущие котировки.
«СП»: — Если говорить об этих трех активах — «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Ганвор», то о каких долях идет речь?
— По моим данным, Владимир Путин был выгодоприобретателем 4,5% акций «Газпрома», 37,5% акций «Сургутнефтегаза», и более чем контрольным пакетом в «Ганворе».
"СП": — А что касается потока наличности, о которых вы говорите?
— Тут нужно посмотреть официальные данные о выплаченных в прошлом году дивидендах.
«СП»: — Данные по «Газпрому» и «Сургутнефтегазу» публичны, а «Ганвор» показывает сумму дивидендов?
— «Ганвор» готовится к выходу на IPO, и сейчас идет путем легализации доходов. Но при этом его руководство по-прежнему отрицает, что Владимир Путин входит в число бенефициаров, но иным способом объяснить экспансию этой компании на российском рынке невозможно.
«СП»: — Как вы оцениваете публикацию официальных деклараций о доходах президента, премьера и чиновников рангом ниже?
— Это пиар-акция в чистом виде, чтобы убедить русский народ в том, что чиновники становятся честными и открытыми. При том, что основные доходы аккумулируются на счетах оффшорных компаний, которые в декларации никак не попадают. Думаю, что среднестатистический российский чиновник декларирует не более 10−15% своих доходов, наиболее крупные чиновники показывают единицы процентов. Конечно, есть исключения, честные чиновники, которые живут на зарплату, однако эти исключения лишь подтверждают правило.
«СП»: — Учитывая, что крупный чиновник живет в служебной квартире, пользуется служебным автомобилем, ездит на служебную дачу, и государство обеспечивает его почти всем необходимым, в повседневной жизни он вообще в деньгах-то нуждается?
— Абсолютно нет, ему действительно все оплачивает государство. Но чиновник не собирается пребывать на госслужбе вечно, он собирается стать частью мировой экономической элиты, кроме того, он собирается обеспечить всем несколько поколений своих потомков, поэтому главная цель чиновника — это аккумуляция наличных средств на оффшорных счетах.
«СП»: — Получается, что чиновник работает впрок?
— Это работа на ближайшее будущее, потому что чиновник не верит в стабильность своего положения. В отличие от советского бюрократа, который считал систему и свое место в ней вечным, сегодняшний чиновник может планировать долгосрочную перспективу только собственными авуарами на счетах в заграничных банках.