Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
12 апреля 2010 14:03

«Воздух!» Авиадиспетчеры России начали голодовку

Предупредительная акция протеста может привести к закрытию воздушного пространства страны

101

В Ростове-на-Дону вторые сутки идет акция протеста авиадиспетчеров. К ним уже присоединились диспетчеры и из других городов России. Забастовка проходит в виде ограничения приема пищи. Авиадиспетчеры требуют подписания коллективного договора и отстранения от должности генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Валерия Горбенко, в связи с нарушением им прав работников предприятия.

Федеральный профсоюз авиадиспетчеров (ФПАД) России поддержал протестующих.

Подробности нам рассказал президент ФПАД Сергей Ковалев.

«СП»: — Каковы основные причины акции протеста?

— Главная проблема — нежелание работодателя, конкретно — генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Валерия Горбенко, вести коллективные переговоры и заключать коллективный договор на период с 2010 по 2013 год. 1 апреля 2010 года закончился прежний коллективный договор. С тех пор генеральный директор уклоняется от переговоров с представителями работников. Он дал указание руководителям филиалов, а это 15 предприятий по всей стране, подписать отдельные коллективные договора. Ситуация абсурдна, поскольку баланс предприятия, вся финансовая деятельность сводится здесь, в Москве, в генеральной дирекции и никаких отдельных балансов филиалы не ведут. Тем не менее, такая команда была дана. Руководители филиалов получили от генеральной дирекции доверенность на ведение переговоров и заключение коллективного договора на уровне филиалов. При этом к доверенности был приложен проект коллективного договора, который директор филиала не мог изменять.

«СП»: — Чем этот новый проект не устраивает работников?

— В нем, несмотря на обязательства работодателя сохранить ранее действующую редакцию договора, уменьшены льготы и гарантии. Кроме этого, по новому договору все вопросы, касающиеся оплаты труда — установление ставки первого разряда, порядок проведения индексации заработной платы, положение о премировании — определяются указом генерального директора. И самое важное, работодатель фактически в одностороннем порядке имеет право отказаться в любой момент при ухудшении финансового положения предприятия от любого из пунктов коллективного договора. При этом ему не потребуется никакого согласия представительного органа работников. Это абсурд и нарушение всяческих норм законодательства. Работники далее не хотят мириться с подобным произволом в отношении себя.

«СП»: — Диспетчеры каких городов участвуют в акции?

— С 9 апреля авиадиспетчеры Ростова первыми начали акцию протеста в виде ограничения приема пищи, затем к ним присоединились коллеги из Нальчика, Иркутска, Нижневартовска, Сургута, Екатеринбурга, Набережных Челнов. Сегодня присоединились Краснодар, Ставрополь, Минеральные воды, Волгоград, Оренбург, Уфа и Пенза.

«СП»: — Что значит: «ограничение приема пищи»?

— У нас по закону авиадиспетчерам бастовать запрещено. Такая норма была записана в Воздушном кодексе в 1998 году. В тоже время в Трудовом кодексе, вроде как, всем разрешено проводить примирительные процедуры вплоть до забастовки. Поэтому диспетчеры вынуждены прибегнуть к такой вот форме протеста. Ограничение в приеме пищи означает, что заканчивая смену, диспетчеры собираются на площадке, как правило, за территорией предприятия, и там проводят акцию в виде отказа от приема пищи. Если им предъявят, что вы нарушаете законодательство, они имеют возможность сказать, что в свободное от работы время, что хотят, то и делают. Хотят - не едят, хотят — не пьют. А когда через 2−3 дня диспетчер заступает на работу, на смене он необходимый минимум пищи может принять, а может, и нет, если ему не захочется. Но, для того, чтобы обеспечить безопасность полетов, они все-таки будут принимать пищу во время дежурства.

«СП»: — Как обстоят дела с заработной платой диспетчеров?

— Если говорить о диспетчере первого класса с английским языком, 4 уровня по нормам международных организаций, со всей выслугой 20 лет, со всеми допусками, то есть, диспетчере, достигшем возможного максимума, то его зарплата составляет 43 тысячи рублей.

В сравнении с аналогичными специалистами в Европе, даже по сравнению с нашими коллегами в Украине, Латвии, это значительно меньше. Я уже не говорю о наших немецких коллегах, которые в месяц имеют 7 тысяч евро. Но никто не требует, чтобы подняли зарплату. Работодатель по коллективному договору в 2009 году должен был проиндексировать зарплату 2 раза. Он этого не выполнил. Мы попытались обратиться в суд. Там нам сказали — это коллективный трудовой спор, поэтому можете выходить на забастовку. Но забастовки нам запрещены, получается, что круг замыкается. В этом правовом вакууме люди и вынуждены идти на подобные, не понятные для большинства населения акции в виде ограничения приема пищи.

«СП»: — Что вы планируете делать дальше?

— Если и дальше, министерства транспорта, Росавиация, работодатель не предпримут никаких действий, то акция ограничения в приеме пищи перейдет в голодовку. Хотя это и запрещено.

Подобные акции протеста уже были в 2002 году. Тогда они охватили 50 центров управления воздушным движением. Через 3−4 дня после начала той голодовки, центр управления воздушным движением закрылся, потому что диспетчеров отстраняли от работы по состоянию здоровья. То есть, в таком случае закрывается воздушное пространство.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня