Общество

Путина номинировали на премию хип-хопа

Рэперы признали председателя правительства за своего

  
8

«Событием года» в российском хип-хопе может быть признано посещение премьер-министром России Владимиром Путиным финала телеконкурса «Битва за респект-3». Мероприятие, прошедшее 13 ноября прошлого года, номинировано в хип-хоп премии Street Awards 2010, которую будут вручать в Москве 21 апреля. Пока что «Битва за респект» с приездом Путина успешно держится в тройке лидеров, конкурируя с «Hip-Hop City splash 2009» и распадом группы Centr.

Как объяснили «СП» организаторы конкурса, приезд Путина на конкурс стал, по их мнению, знаковым событием, показавшим заинтересованность государства в российской рэп-культуре. Напомним, премьер осенью вручил несколько обалдевшим от его присутствия рэперам призы в категориях «брейкданс», «рэп» и «граффити». И это не единственный пример, показывающий, что государство действительно стало заигрывать с молодежными субкультурами, среди которых рэп — одна из наиболее массовых, но далеко не единственная.

Впрочем, продюсеры, занимающиеся рэпом и хип-хопом в России, пока пытаются совместить государственный интерес к этой культуре с опорной для почти любой молодежной культуры ценностью — протестом. В разговоре с корреспондентом «СП» Антон Пронин, генеральный директор продюсерской компании Монолит — именно эта компания организовывает Street Awards 2010 — рассказал, как он видит перспективы такого симбиоза:

«СП»: Почему в список номинации «Событие года» попал приезд Владимира Путина на вручение призов в «Битве за респект»?

— В принципе, это было вполне закономерно. Хип-хоп культура, став в России достаточно массовой, оказалась в фокусе общественного и государственного внимания. Поэтому Владимир Путин и приехал на вручение. Этот символический жест, означающий, что вес нашей культуры в обществе повысился, вполне достоин звания «события года». Это подчеркивает и уровень, и масштабы самой этой культуры.

«СП»: — Вы не боитесь, что хип-хоп культура, протестная по своей природе, может не пережить такого внимания государства?

— Пожалуй, не боюсь. Чего хип-хоп культура не переживет — так это государственной цензуры, скажем так. И об этом речь ни в коем случае не идет. А приезд Владимира Владимировича действительно некоторым образом шокировал людей — во-первых, самим фактом, а во-вторых, люди испугались цензуры, какого-то огосударствления свободного, протестного жанра. Поэтому здесь можно сказать, что чересчур пристальное внимание государства — скорее плохо для хип-хоп культуры. Но поскольку это сейчас очень массовое движение — внимание государства к этому движению понятно.

Но, мне кажется, рэп вряд ли может превратиться в этакую прогосударственную машину. Я слабо представляю себе туры рэперов в поддержку какого угодно политического лидера или партии. Они такие люди, что даже при наличии контрактов в первую очередь персонажи. Они просто не выйдут на сцену, если на них надавят.

«СП»: — Как вы относитесь к «позитивному рэпу», «православному рэпу», который сейчас кое-где продвигают?

— Вспомним, в 80-х годах ярким примером социального протеста в нашей музыке был, например, Виктор Цой. Если проанализировать его творчество, то оно же не на 100% состоит из остросоциальных и негативных тем. У него есть достаточно бодрые и позитивные песни — например, «Алюминиевые огурцы». Поэтому в культуре всегда есть и позитив, это нормальное явление.

Но в этом жанре не может так сложиться, что позитив будет преобладать. Даже с точки зрения возраста: это молодежная музыка, ее и играют, и слушают подростки — а они запрограммированы на бунт, на протест. И социальные темы тоже заложены в возрасте. Поэтому вряд ли вдруг все начнут гнать позитивные треки.

Хотя, кстати, у нас есть много лирики, любовных композиций. Бывают прямо-таки объяснения в любви, они входят и в саундтреки фильмов («Питер FM», скажем).

Думаю, все же, что такого тренда к всеобщему позитиву в хип-хопе не возникнет. Он будет присутствовать, потому что мы все живые люди с живыми эмоциями, и позитив тоже присутствует.

«СП»: — Стал ли рэп в России индустрией?

— Нет, пожалуй, не стал. Вряд ли будет такой большой рэп-бизнес. И вот почему: русская музыкальная культура самобытна, она не вписывается в западные схемы. И с рэпом то же самое: русские люди молодые делают такое авторское творчество. Как в 60-е годы были протестными Галич и Высоцкий, как в 80-е Цой и Шевчук — сейчас это в хип-хопе. Рэп на сегодняшний день — это тоже авторская песня. Протестная, остросоциальная. А авторскую песню спродюсировать невозможно по своей сути. По крайней мере, пока жанр жив, а не находится в упадке.

Поэтому, думаю, что участь музыкальной фабрики рэпу не грозит. Разве что, когда рэп станет действительно массовым, компании будут использовать эту стилистику для заработка денег. Но в корневом смысле вещей это случится вряд ли.


Между тем, на группы, играющие в основном «позитив» в любом стиле, от бардовской песни до DJ-сетов, имеется устойчивый государственный спрос — и он, в отличие от частного, весьма стабилен. Концерты таких групп организуют тогда, когда власти — федеральные или региональные — хотели бы провести молодежное, но предсказуемое и гарантированно «позитивное» мероприятие. Иногда такие «молодежные» концерты, соревнования и конкурсы становятся своего рода «спойлерами», занимающими площадку, где хотели бы провести протестный митинг оппозиционеры. Чаще всего, по странному совпадению, молодежное мероприятие организуют именно в то время, когда хотели бы провести свою акцию активисты протестных групп.

В частности, так регулярно случается на Триумфальной площади по 31 числам месяцев. В марте с оппозиционерами конкурировало, как будто, траурное мероприятие — повод (это был третий день после взрывов в метро 29 марта) был такой, что грешно и возражать. Тем не менее, издалека акция, которую корреспондент «СП» наблюдал, проезжая мимо на велосипеде, выглядела как «траурная дискотека» на открытом воздухе — громкая музыка и лозунговые рифмы исполнителей. Чуть погодя организаторы устроили фейерверк. Напомним, это происходило на митинге, посвященном жертвам погибших от взрыва в московском метрополитене.

Такие тексты пели со сцены на Триумфальной в день траура:

Моя Россия, люблю тебя, как любит сын родную мать

И я такой не один, я был дурак, когда мечтал уехать прочь

Я был безумцем, и никто не в силах был помочь

Я думал, жизнь там будет слаще, золотые горы

И думал все может решить этот сраный доллар

Но ошибался, каким же все-таки был слепым

Не замечал родное, стремился стать другим

А кто там ждет меня, кому я нахер нужен там? Да никому!

Как хорошо, что понял сам вот эту истину, что ты одна родная

Везде хорошо, где нету нас, я это знаю

И благодарен Богу за то, что русский я

Я искренне всем сердцем люблю тебя

Тебя Россия, Белоруссия и Украина

И никогда не поссорить нас, мы едины.

«Позитивный» рэп выручает и тогда, когда обществу нужно представить «идеологически выдержанное» молодежное искусство. В частности, на минувшем фестивале короткометражных фильмов «Святая Анна-2010» многих поразили рэперы, которые вживую перед гостями фестиваля исполняли композиции, которые многие из присутствовавших в зале кинематографистов могли бы отнести к проявлениям «русского фашизма». Зал встал и из чувства протеста вышел. На первом ряду остался православный Михалков и немного тех, кого эти тексты не коробили.

На Святой Анне:

Ой, да много, много,

Ой, славы про тебя, Русь моя, православная земля,

Я люблю тебя.

Если скажут оставь Россию, все дадим

Я им отвечу нет, мы Русь не продадим!

Эта страна ни на одну другую не похожа

Храни Россию, Боже, нет ничего дороже

Березка, реченьки, русская речь, красивые русские девочки

Эта страна навечно, и бесконечны ее огромные просторы

Ну как же это можно не любить позоры!

И пусть русский мужик пьет побольше всех

Но ведь так и есть нас терзают, а мы в смех!

Эх, Русь моя, мы твои патриоты

И встанем за тебя в любое время года

Наша сила в единстве и православной вере

Да, ты для многих открыла свои двери

И пусть они осудят нас за правду в наших песнях

Но все равно славяне всегда будут вместе.

Проблема у централизованно созданного и спродюсированного рэпа одна, но серьезная — у этой музыки мало настоящих фанатов. По крайней мере, среди традиционной аудитории хип-хопа — роллеров, скейтбордистов, маунтинбайкеров — пока гораздо больше слушают западный рэп. В беседе с корреспондентом «СП» Олег и Михаил, тренировавшиеся на велосипедах ВМХ на одной из площадок на Северо-Западе Москвы, рассказали, что им нравится в рэп-композициях:

«СП»: — Кого слушаете из хип-хопа?

О: — Da Brat, Notorious BIG слушаю. Из наших мало чего достойного вообще.

«СП»: — Что должно быть в рэпе, чтобы это была реально хорошая композиция?

М: — Ну как объяснить. Нужен драйв какой-то. Нужно, чтобы заводило. Вообще, хип-хоп такая злая музыка. Вот напрячься и выложиться, как в экстриме.

О: — Ну и еще бывает, кайфовые есть композиции — там, про любовь. Это с девушками слушать хорошо.

«СП»: — А как вам композиции про политику, про патриотизм?

О: — Ну, мы патриоты…

М: — Патриоты, конечно. Но про политику, про патриотизм — это просто плохой рэп, плохо прочитан.

О: — Не вставляет. То, что я слышал, не вставляет совершенно.

Между тем, социальные и политические рэп-композиции неожиданно становятся популярными в нетрадиционной для рэперов «офисной» аудитории. Так, в 2009 году безусловным хитом стала композиция «Бодрячком» пермского DJ Сявы — тонкий рэп-стёб над культурой «гопников» (2,5 млн просмотров только на самой популярной копии в Youtube). А в марте 2010 года популярной стала композиция NoizeMC «Мерседес-666», сделанная по горячим следам автокатастрофы на Ленинском проспекте с участием авто вице-президента НК «Лукойл» (около 1 млн просмотров). Такие рейтинги «патриотическому рэпу» не снились; очевидно, для того, чтобы стать по-настоящему популярной, молодежная музыка должна попадать в резонанс с настроениями. И здесь протест — куда более беспроигрышный вариант, чем «позитив».

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Семен Багдасаров

Политический деятель

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня