Сегодня, 15 апреля, в Петербург вернулся памятник Ленину, который год назад был взорван возле Финляндского вокзала, а по улицам начинает курсировать автобус с изображением Сталина. Иногда они возвращаются! Минувшей ночью в студии телеканала «100» собрались авторы идеи — журналист Виктор Логинов и предприниматель Владислав Киселев. Они несколько дней назад кинули клич в Интернете «восстановить историческую правду» о Великой Отечественной войне и с этой целью собрали 30 тысяч рублей на аренду автобуса с изображением генералиссимуса по всему борту. Их оппоненты — журналисты Александр Шуршев и Павел Еремеев вели довольно жесткую дискуссию, но каждая сторона осталась при своем. Корреспондент «СП» обратилась к питерским историкам: как они относятся к такому восстановлению «исторической правды»?
Владимир Кильдюшевский, историк, археолог, сотрудник института истории материальной культуры РАН:
— Я отрицательно к этому отношусь. Сталин не имел никакого отношения к Победе. Он слишком много навредил в ту пору. Перед войной он уничтожил кадровых офицеров, обезглавил армию, разоружил ее интеллектуально. Несмотря на то, что ему многократно говорили, что нужно готовиться к войне, он уповал на свою прозорливость, Сталин был уверен, что Гитлер не нападает на Советский Союз. Отсюда и его полная прострация в первые дни войны, когда надо было заниматься обороной, когда гибли и гибли наши люди. В первые годы войны военные руководители действовали неумело. Сталин и никто другой виноват в гибели сотен тысяч людей под Харьковом, под Сталинградом. Ему приписывают заслуги великого военачальника, но если он чего-то и достигал, то ценою жизней сотен тысяч людей — и на фронте, и в тылу.
«СП»: — Как вы думаете, почему в городе, который столь сильно пострадал в войну и блокаду, стал возможным такой реваншизм?
— В этом виновата пресса. В последние годы СМИ усиленно пропагандируют Сталина и слишком мало говорят о темных сторонах его деятельности в годы Великой Отечественной войны. Еще двадцать лет назад невозможно было себе представить, чтобы молодые люди — а инициаторы акции молоды — открыто превозносили Сталина, приписывали ему победу в той страшной войне.
«СП»: — Владимир Игоревич, что вы почувствуете, глядя на портрет Сталина на улицах Петербурга?
— Никакой агрессии у меня это не вызывает. Только сожаление.
Татьяна Шмакова, заведующая особняком Румянцева государственного музея истории Санкт-Петербурга, в котором размещена экспозиция, посвященная блокадному Ленинграду.
«СП»: — Татьяна Михайловна, как вы относитесь к размещению портрета Сталина на автобусе, который будет курсировать по городу в течение месяца?
— Но ведь Законодательное собрание Петербурга вчера отменило эту акцию! Я слушала ход заседания в Мариинском дворце.
«СП»: — А при чем тут законодатели? Сталина будут возить на коммерческой основе. Это частная реклама, от законодателей она никак не зависит. За наши деньги — любой каприз. Сталин ведь не объявлен государственным преступником, сталинизм не осужден как деяние…
— Я денег на эту рекламу не сдаю. Но у нас в музее его изображение присутствует. Сталин был очень важной фигурой в годы Великой Отечественной войны. Он многое сделал для того, чтобы мы ее не проиграли. Это все, что я хотела бы сказать по этому поводу.
Юлия Кантор, доктор исторических наук, автор нескольких исследований, в том числе книг о советской военной элите 30-х годов и о секретных советско-германских отношениях накануне Великой Отечественной войны:
— «Автобусно-портретная» инициатива группы молодежи, на мой взгляд, примечательна лишь тем, что является примером элементарного самоутверждения, привлечения внимания к себе — за неимением у ее авторов других способов выделиться, обратить на себя внимание. И это им, к сожалению, удалось, поскольку, пресса бурно обсуждает данный инцидент. Если бы инициаторы «сталинского автобуса» действительно хотели восстановить историческую справедливость и их беспокоила бы историческая память, то собранные ими деньги одни должны были бы потратить на куда более важные цели: например, на уход за воинскими кладбищами, которых вокруг Петербурга немало и которые находятся далеко не в лучшем состоянии. Или на реальную помощь конкретным ветеранам войны, наконец, на снаряжение поисковых отрядов, которые занимаются раскопками в местах боев и установлением имен без вести пропавших.
«СП»: — Но авторы идеи как раз утверждают, что действуют в целях восстановления исторической правды.
— Эти молодые люди просто не хотят знать историю своей страны, по классическому утверждению путая знания с убеждениями. И они станут открещиваться от правды, поскольку удобнее пафосно восклицать об «исторической справедливости», раскрасив автобус (и полагая что также можно приукрасить исторические факты). Правда же проста и документальна: только в конце 30-х годов наша армия из-за сталинских репрессий потеряла высшего и среднего офицерского состава больше, чем за всю войну. Всего же только в 1937—1938 году по опубликованным данным федеральных архивов России было репрессировано более 42 тысяч военных — от маршалов до лейтенантов. В военных училищах, по документальным данным на 1938 год, было свободно до 50% преподавательских мест — преподавателей репрессировали.
Были заморожены практически все исследования, связанные с развитием вооружений — в лагеря и шарашки попали знаменитые ученые, в том числе — Туполев и Королев. Из-за пакта Молотова — Риббентропа, осужденного как Съездом народных депутатов СССР в 1989 году, так и премьер-министром РФ В.В.Путиным в сентябре 2009 г., СССР получил общую с фашистской Германией границу и лишился «буферной зоны». Из-за того, что Сталин не доверял советской разведке, предупреждавшей о скором начале войны, нападение 22 июня на нашу страну оказалось внезапным. Из-за катастрофического непонимания военных реалий высшим руководством государства во главе со Сталиным страна оказалась абсолютно неготовой к войне: уже через неделю после начала Великой Отечественной фашисты взяли Минск, в начале сентября замкнулось блокадное кольцо вокруг Ленинграда, а в конце сентября войска вермахта стояли вод Москвой… А Сталин почти две недели с начала войны в страхе и растерянности сидел на даче, «отважившись» выступить перед своим на родом только в июле.
«СП»: — Так кто победил в той войне? Сталин или народ?
— В Великой Отечественной войне победил народ, и отнять у народа эту победу, отдав ее Сталину, кощунственно. Победа советского народа в войне с фашизмом никак не реабилитирует Сталина и его режим. Можно раскрасить любой автобус — перекрасить историю в угоду своим амбициям невозможно.