
Причиной запрета на авиаполеты в ЕC стала дефектная компьютерная программа. Об этом сообщает Financial Times со ссылкой на представителей ЕС. Напомним, что воздушное сообшение было приостановлено из-за извержения вулкана Эйяфьятлайокуль в Исландии. Компьютерный анализ ситуации не был сопоставлен с реальными данными. Карты, полученные этим путем, показывают, что пепел должен был накрыть практически весь континент.
Запрет на полеты на большей части территории Европы был вынесен на основе рекомендации компьютерных моделей, но эти модели несовершенны и не располагают достаточным количеством данных, считают еврочиновники. В результате, они преувеличили степень риска и рекомендовали закрыть полеты.
«Это черный ящик в каком-то смысле», — сказал министр транспорта ЕС Маттиас Рютте. По его замечанию, многие заключения, сделанные компьютером, не были основаны на научных данных. Европейские власти не могут точно утверждать, какая именно концентрация пепла может повредить реактивным двигателям. «Честно говоря, это один их тех вопросов, где мы не слишком много знаем», — отметил Рютте.
Испытательные полеты (их состоялось более 40 в небе над Европой, в испытаниях участвовали KLM, Air France и другие) показали, что риск ниже, чем подсказывали компьютерные модели. Отметим, что каждый день запрета полетов приносит Европе более 200 млн долл. убытка. Возможно, после нынешнего случая европейские страны перейдут на другую систему безопасности, напоминающую американскую — она не столь строга и не требует в таких случаях безусловной отмены полетов. «Но показатели безопасности, отметим, у американцев не хуже», — отмечает Рютте.
Французский метеоролог Эммануэль Бокри в интервью газете Le Parisien признал, что данные по последствиям извержения вулкана выдавала «математическая модель», а не реальные наблюдения метеорологов.
«Данные поступали из VAAC (Volcanic Ash Advisory Center, Центр изучения вулканического пепла) в Лондоне, так как вулкан находится в их исследовательской зоне. Лондонский VAAC работает с математическими моделями, которые устанавливают количественные и качественные характеристики извержения: высоту столба дыма, количество вулканической пыли. Затем эта информация шла в органы надзора за гражданской авиацией», — признал Бакри.
Сейчас власти Евросоюза разгребают последствия этой компьютерной ошибки. В первую очередь вызволяют тысячи пассажиров, застрявших в аэропортах. В связи с этим многие страны объявили «визовую амнистию» — для тех, кто по форс-мажорным обстоятельствам не смог вовремя покинуть страны ЕС, пообещали не создавать проблем с нарушением визового режима. По информации представительства Евросоюза, аналогичный шаг сделало и российское руководство.
Вторая по значимости проблема — это убытки авиаперевозчиков. Как рассказал Денис Даниилидис, глава пресс-службы представительства ЕС в России, уже принят ряд решений, и в определенных условиях пострадавшим компаниям будет оказана государственная финансовая поддержка.
Накануне министры транспорта Евросоюза договорились постепенно открывать воздушное пространство над Европой. С 10.00 вторника заработали некоторые аэропорты.
К четвергу этой недели запланировано полное возобновление авиасообщения над континентом. Сегодня же, как заявил Денис Даниилидис, воздушное сообщение восстановится максимум наполовину. «Сегодня в Европе обещали восстановить 50% рейсов. Я в этом сомневаюсь, что действительно половину, но какую-то большую долю разрешат точно».
На данный момент известно, что с утра начали открываться аэропорты Австрии, Бельгии, Великобритании, Болгарии, Дании, Франции, Италии, Литвы, Люксембурга, Нидерландов, Словакии, Швеции, Швейцарии. В течение дня к этим странам присоединятся Чехия, Финляндия, Германия, Ирландия, Латвия, сообщает ИТАР-ТАСС. При этом авиасообщение будет функционировать по текущей ситуации — и в любой момент те или иные коридоры могут быть закрыты для полетов.
Например, так произошло в Польше. Местные власти во вторник вновь ввели запрет на авиаперелеты во всем воздушном пространстве страны, сообщают РИА Новости со ссылкой на представителя польского управления воздушного транспорта. Накануне воздушное сообщение было частично восстановлено, напоминает издание.
Представитель Евросоюза в России признал, что ведомства, отвечающие за безопасность полетов, попросту перестраховываются.
«С одной стороны, понятно, что перестраховаться надо было. Потому что не было такого опыта. Безопасность людей — очень важная вещь. Наверно, меры действительно были радикальными. Ситуация полезна тем, что такой опыт теперь будет — что надо делать в таком случае, а что нет. В будущем мы будем готовы к подобным стихийным бедствиям.
«СП»: — То есть Европа оказалась не готова?
— Настолько масштабных затруднений не было со времен Второй Мировой войны. В этом случае институты, которые должны реагировать, чтобы перестраховаться, приняли это решение, а теперь мы выясним, надо это было или нет", — объяснил «СП» Денис Даниилидис.
Версию перестраховки поддерживают и российские ученые. Профессор, главный научный сотрудник Института физики Земли Артур Салтыковский считает, что это была настоящая паника.
«Подняли эту шумиху совершенно напрасно, потому что полеты транспортных самолетов, выпущенных на пробу, показали, что пепел не забивает отверстия в турбинах, которые служат для охлаждения, и все вроде бы нормально. Там нет серьезной концентрации этих частиц. Пепел есть, но он не страшен.
Даже в пепловом облаке, который сейчас над вулканом, там стаи птиц летают, а пернатые очень чувствительны к пеплу. В Исландии, на юге, птиц очень много — там гигантские птичьи базары. И если птицы летают в пределах этого облака, то это очень хороший индикатор.
Тут конечно была паника, потом это было впервые, потому что такого оживленного авиасообщения никогда не было", — рассказал Артур Салтыковский.
На спутниковых снимках, появившихся в публичном доступе, прекрасно видно, что шлейф вулканических выбросов не так уж и велик — по одним оценкам хвост тянется всего на 400 километров и теряется в море, по другим — достигает материка у Норвегии, лишь слегка приближаясь к северу Британского архипелага. Рассеянный пепел, не оставляющий следов на космических снимках, обнаруживали по всей Европе, и даже в Москве. Но, судя по тестовым полетам самолетов различных авиакомпаний, в такой концентрации угрозы для авиасообщения он не представляет, и, видимо, не представлял изначально.