
Иваньковское водохранилище в Тверской области, или Московское море, как его называют в народе, дает воду двум из трех москвичей. Места вокруг очень красивые — река, лес рядом, там грибы и ягоды. Все идеально для летнего отдыха. Именно поэтому лет 10—12 назад эту территорию облюбовали москвичи и на берегах Иваньковского водохранилища выросли тысячи коттеджей один другого круче. Строительство идет круглый год — бурят скважины, копают колодцы, углубляют дно водохранилища… Застроен уже почти весь берег, но страшно не это. В акватории Иваньковского водохранилища находится примерно полторы сотни сибиреязвенных скотомогильников, а по берегам их 157. Что будет, если экскаватор случайно вывернет коровьи кости, даже страшно представить…
Жители ближайших поселков бьют тревогу и с ужасом смотрят на происходящее, но противостоять застройке не в силах.
— Строят в основном москвичи, у них только деньги и есть, — рассказывает житель села Свердлово Тверской области Сергей Шарапов. — Берег водохранилища протянулся на 25 км. Он застроен практически полностью. Мы тут проехали на моторной лодке несколько километров вдоль и у нас волосы дыбом встали: коттеджи стоят такие, что прямо с балкончика можно закидывать удочку в воду или на катере вплыть в дом… Единственное, что нам удалось сберечь — кусок земли около 17 гектар на побережье. За него будем биться с застройщиками до последнего.
Немного информации: плотность захоронений животных, падших от сибирской язвы в Конаковском районе — 5—6 скотомогильников на каждые 3 км берега Иваньковского водохранилища. Общее количество захоронений в районе — более 230 (по РФ — около 25 000, из них около 2000 в Тверской области). До 1936 года — около 120 захоронений. До 1971 года — около 170 захоронений. Остальные в период с 1971 по 1990 годы. Подавляющее большинство скотомогильников Конаковского района не огорожены, не имеют информационных табличек, не оканавлены. Часть скотомогильников утеряны. Их месторасположение неизвестно. При выделении земельных участков под застройку в Конаковском районе часто отсутствует информация о скотомогильниках, и новые владельцы участков даже не подозревают о наличии их, начиная строительные работы. Известны случаи разрытия сибиреязвенных скотомогильников.
Главный государственный санитарный врач РФ Г. Г.Онищенко в Постановлении № 41
Санитарно-защитные зоны сибиреязвенных скотомогильников не соблюдаются (сегодня эта зона должна быть не менее 1000 метров). В соответствии с требованиями Санитарных правил СП3.1.089−96: Ветеринарные правила ВП13.3.1320−96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Сибирская язва» в санитарно-защитной зоне почвенных очагов сибирской язвы не разрешается: отвод земельных участков для проведения изыскательских, гидромелиоративных, строительных и других работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, последующим затоплением, подтоплением или изменением уровня грунтовых вод, а также передача в аренду, продажа в личную собственность, выделение под сады, огороды или иное землепользование участков территорий в непосредственной близости к почвенным очагам сибирской язвы.
Недавно местные власти все-таки были вынуждены признать проблему официально. В постановлении главы района от 4 июля 2008-го, которым часть акватории Иваньковского водохранилища в черте села Свердлово «отводится в аренду под строительство яхт-клуба», упомянуто, что участок имеет обременение, а именно находится на «санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника».
В это же самое время в интернете можно найти множество объявлений с предложениями купить дом на берегу Иваньковского водохранилища. Потенциальных покупателей соблазняют описаниями природных красот побережья и обещанием незабываемого отдыха. Вот что, например, написано на сайте коттеджного поселка «Волга-Волга», не так давно построенного на берегу Иваньковского водохранилища:
«Близость коттеджного поселка к водохранилищу со множеством островов и заводей сделает отдых незабываемым для любителей рыбной ловли. Заядлые охотники также останутся довольны коттеджным поселком на Иваньковском водохранилище, поскольку на островах Московского моря насчитывается крупнейшее гнездовье птиц, и охота „по перу“ сулит массу впечатлений. Недалеко от поселка находится знаменитый Конаковский бор и свободные лесные угодья, в которых можно охотиться на лосей и кабанов. Покупая дом в коттеджном поселке на берегу водохранилища, вы не только вкладываете средства в перспективную недвижимость, но и получаете целую массу преимуществ проживания в экологически чистом районе».
Еще один клубный коттеджный поселок, на берегу называется «Раздолье». Здесь на лесной закрытой охраняемой территории в 10 га находится 30 коттеджей площадью от 280 до 367 кв.м. Все дома деревянные 2-х этажные из профилированного бруса, продаются «под ключ» и построены в едином архитектурном стиле. В поселке создана вся необходимая инфраструктура, ориентированная, прежде всего, на яхтенный сервис: берегоукрепительные сооружения в заливе, причальные сооружения для сезонного размещения яхт, площадка для зимней стоянки катеров и яхт, эллинг, вертолетная площадка, набережная, ресторан, благоустроенный пляж, детская площадка.
А недавно на берегах Иваньковского водохранилища появились «Тверские Мальдивы», прозванные так за свой шикарный вид.
Здесь на площади в 146 гектаров разместился отель категории четыре звезды на 75 номеров, 30 таун- хаусов, 11 коттеджей в стиле шале и дом для VIP- приемов.
Понятно, что обычные люди здесь не живут, земля вокруг Иваньковского водохранилища очень дорогая, просто золотой песок. Самый дешевый деревянный коттедж обойдется от $650 000 до $690 000.
А в довесок к этой недвижимости — расположенные рядом скотомогильники.
Причем люди, покупающие здесь коттеджи, зачастую даже не знают об опасном соседстве. Большинство скотомогильников никак не обозначены — нет ни заборов, ни табличек. Только старожилы знают большинство опасных мест. Скотомогильник выдает необычная форма, по которой растут деревья. Отдыхающие здесь прогуливаются, собирают грибы и ягоды.
— Говорят, что под Конаково дали участок аппарату президента и на нем, как нам известно, находится сибиреязвенный скотомогильник, — рассказывает Сергей Шарапов. — Я так думаю, что аппарат президента и не знал об этом, когда получал участок.
Почему-то больше всего происходящее беспокоит коренных жителей села. Борьба за эту землю между местными, администрацией района и предпринимателями идет уже не первый год. Они писали в прокуратуры всех уровней, начиная от районной и заканчивая Генеральной, информировали органы милиции, обращались в местную, областную и даже администрацию президента, теребили Роспотребнадзор. В известность были поставлены ВСЕ заинтересованные органы власти. Однако в ответ приходили лишь отписки.
Почему никто больше не задумывается о том, что любое строительство вблизи скотомогильников может привести к вспышке эпидемии сибирской язвы — непонятно. Наверное, потому что задействованы слишком большие деньги.
— Если что раскопают, то в первую очередь это ударит по Москве, — говорит Сергей Шарапов, — Потому что ¾ водопроводной воды в Москву поступает из Иваньковского водохранилища. Если что-то бабахнет, то в Москве, по тем же людям, которые закрывают глаза на все эти безобразия.
— Летом по выходным мы на моторках объезжаем берег Волги и фотографируем отдыхающих москвичей, расположившихся в непосредственной близости от скотомогильников. Кадры весьма интересные: обнесенный забором сибиреязвенный скотомогильник, а рядом коврики, люди загорают, разводят костры… Тут же экскаваторы, которые роют котлованы под особняки, разгружают привезенный на самосвалах песок из окрестностей. С этих песочных «гор», как с трамплина, дети прыгают в воду… Песок затем пускают на строительные нужды, даже не догадываясь о том, что он, возможно, взят с одного из скотомогильников.
Между тем, по закону, в водоохранной зоне ближе, чем в 500 метрах от берега строить ничего нельзя — это прямое нарушение Водного кодекса.
Стоит добавить, что скотомогильники с сибирской язвой, если их раскопать — настоящее оружие массового поражения.
— Мы разговаривали с экспертами, — рассказывает Сергей Шарапов, — кое-кто считает, что все происходящее на берегах нашего водохранилища — спланированная операция иностранных спецслужб. Зная точные координаты скотомогильников, их даже минировать не надо, бомбить тоже, достаточно раскопать чуть-чуть и экологическая катастрофа всей стране обеспечена.
Это не просто слова, дело в том, что, при наличии соответствующих погодных условий 50 килограммов сибиреязвенных спор, распыленных с самолета, могут покрыть территорию в 20 квадратных километров, при этом (благодаря маленьким размерам спор) будут поражены все жители независимо от того, находятся ли они в помещении или на улице. По оценкам специалистов, достаточно лишь 100 килограммов спор для того чтобы биотеррористы смогли убить до 3 млн человек. Иллюстрацией опасности сибирской язвы может послужить один из случаев массового заражения, который имел место в России в 1979 году, в одной из бактериологических лабораторий, где после случайного распыления были заражены 79 человек, 68 из которых погибли.
Мы связались с главным ветеринаром Конаковского района Владимиром Былкиным и попросили прокомментировать происходящее.
— К сожалению сегодня все на нуле, только все хуже и хуже делается. У меня уже никакого здоровья из-за этого, уже сердце отказывается работать, — сказал Владимир Былкин.
— Информация о ситуации известна и во всех структурах. И в федеральных органах ветеринарии и в Роспотребнадзоре, но ничего не решается. Средства не выделяются, ничего. К сожалению, от меня не зависит, чтобы эта застройка остановилась. Ветеринарная служба сейчас выступает в роли стрелочников, мы оказались крайними и никому не нужны. Все остальные остались немножко в стороне. На нас хотят повесить все грехи. Скотомогильники тут с 1800 какого-то года, но виноваты все равно сегодняшние ветеринарные службы. А между тем, на сегодняшний день содержание скотомогильников непонятно на ком. Если раньше хозяйствующие субъекты администрации отвечали за их содержание и благоустройство, то на сегодня это в законе не оговорено. К кому сегодня подойти с требованием привести скотомогильники в порядок — непонятно.
Из досье «СП»:
Скотомогильник — место для долговременного захоронения трупов сельскохозяйственных и домашних животных, павших от эпизоотии или забитых в порядке предупреждения её распространения. Особый статус охраны и учёта имеют захоронения с сибирской язвой («сибиркой»).
Сибирская язва — это острое инфекционное заболевание, которым болеют все животные, но в основном травоядные, как дикие, так и домашние. В организм животного болезнетворные возбудители попадают чаще всего в жаркую погоду с пылью, а также при укусах насекомых. Споры сибирской язвы остаются жизнеспособны примерно 300 лет.
В Российской Федерации насчитывается около 35 тысяч стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов с почвенными очагами, в которых учтено 7940 сибиреязвенных скотомогильников, в том числе в Приволжском федеральном округе — 2534, Центральном федеральном округе — 2206, Южном федеральном округе — 2038. Несмотря на такое положение, на многих территориях до настоящего времени не налажен должный учет и контроль за санитарным состоянием сибиреязвенных скотомогильников. Санитарно-защитные зоны сибиреязвенных скотомогильников повсеместно не соблюдаются (сегодня эта зона должна быть не менее 1000 метров).