Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
25 апреля 2010 11:19

Калининград и Кабул скоро станут городами-братьями

Самый западный регион России все больше напоминает «отрезанный ломоть»

13

В Калининграде из тюрьмы под залог вышли экс-руководители регионального авиапредприятия КД-авиа, которое с недавних пор принадлежит банку «Санкт-Петербург». То есть, сыну питерского губернатора Сергею Матвиенко? Такая вот рокировка в длинную сторону, из-за которой калининградцы в очередной раз почувствовали себя запертыми в эксклаве. Их конституционное право на свободное передвижение по своей стране и без того весьма затруднено. В поезде из самой западной российской области в Россию можно проехать только при наличии загранпаспорта. На самолете — по общегражданскому, но это дорого, а теперь, с банкротством местного авиаперевозчика, еще и жутко неудобно. Как будто специально все делается для того, чтобы калининградцы чувствовали себя «отрезанным ломтем», который России уже не нужен…

Корреспондент «СП» обсудил эту проблему с политологом Владимиром Абрамовым.

«СП»: — Владимир Николаевич, что, по-вашему, происходит с крупнейшим местным предприятием? Бывший владелец КД-авиа, выйдя из СИЗО, туманно рассуждает о рейдерстве…

— Вся история КД-авиа — очень мутная история времен передела собственности в стране недоразвитого рынка и псевдодемократии. Когда в девяностых годах все рассыпалось, на базе Аэрофлота было около двух тысяч маленьких компаний. Это, конечно, безумие, у большинства из них было три-четыре подержанных «тушки», понятно, что должен был идти вполне закономерный процесс консолидации этого рынка. Но у нас он шел с особым зверством, потому что в девяностые годы денег было мало. И потом, когда в конце девяностых начали выходить из штопора, в числе выживших была и КД-Авиа. В качестве собственников которой в ту пору числилась и областная администрация, но особой выгоды тогда получить было нельзя. Надо было вкладывать средства в модернизацию, в том числе и так называемого международного аэропорта Храброво — такого сарая поискать. По-моему, чисто Африка была.

«СП»: — Обижаете Африку!

— В какой-нибудь конголезской провинции то же самое, только теплее. И когда затем начался процесс трансформации КД-авиа, он шел мутно, на шаткой правовой базе. Взяли в лизинг подержанные «Боинги», плюс народ в нулевые стал активнее ездить за границу, в этих условиях КД-авиа хорошо зарабатывал на чартерных рейсах, в Турцию, Египет, на европейских маршрутах. В 2007 они даже вошли в десятку крупнейших авиакомпаний России, что для региональной компании — большой успех. С точки зрения транспортной логистики они работали совершенно правильно. Получали прибыль там, где ее можно было получить. Что же касается финансовой стороны дела, то там сам чёрт ногу сломит. Выпуск каких-то акций, получение кредитов, да и взятые в лизинг лайнеры надо было оплачивать. Не хочу никого обвинять, это делает только суд, но складывается впечатление, что производились какие-то финансовые аферы. Игры какие-то. И тут совпали два негативных процесса: один — это очередной кризис, который снова очень жестко ударил по гражданской авиации России, да и мира в целом, — объем перевозок упал, — и тут же резко ухудшились условия кредитования. Раньше можно было перекредитоваться у одних, отдать другим, цепочка дешевых денег очень длинная. Но началась очередная драка за передел собственности. Там ведь есть еще и аэродром. КД-авиа чуть ли не единственная компания в России, у которой в собственности находится аэродром. Это дает ей существенные преимущества.

«СП»: — В КД-авиа так долго говорили о создании хаба!

— Хаб — это красивая мечта, вполне реализуемая, над которой еще работать и работать. Довести аэропорт до приличного европейского уровня. Вот построить хотя бы десятую долю того, что мы видим в аэропорту Копенгагена — было бы очень хорошо и замечательно.

«СП»: — Государство перечисляло средства на эти цели не раз…

— Деньги поступили, но в результате запутанных финансовых схем они исчезают, зато множатся долги, причем они умножаются лавинообразно. И долговые обязательства КД-авиа, по словам господина Бооса, уже не то 10, не то 15 млрд рублей. В этих условиях обещание Путина перечислить 4 млрд рублей — все равно что их выкинуть.

«СП»: — А что же означала телекартинка в теленовостях, когда Путин широким жестом давал калининградскому губернатору деньги на решение социальных проблем КД-авиа?

— Это означало, что и на федеральном уровне в эту ситуацию до конца не въехали. 200 млн рублей выплачено как материальная помощь, а теперь сотрудники требуют возвращения еще и зарплаты. Это по-человечески понятно, но все-таки — за что зарплата? Ведь они уже полгода не работают.

«СП»: — Там возникли серьезные социальные проблемы.

— Да, две тысячи человек внезапно оказались у разбитого корыта. Новая администрация аэропорта берет на работу только часть бывших сотрудников. Финансовая практика в наших условиях хуже джунглей с людоедами. Процедура внешнего управления в российской практике приводит не к санации, а к уничтожению предприятия. Потом не найдешь даже и места, где это предприятие было. Все разворовывается моментально. Вот об этом направлении нашей псевдоэкономической деятельности кто-то из олигархов рассказывал так: из 20 тысяч внешних управлений в России за десятилетие санировано 2 тысячи предприятий, а 18 тысяч — уничтожены. Это о чем-то говорит? Да, у нас есть неэффективные предприятия, но не столько же.

Для удовлетворения требований кредиторов распродается имущество КД-авиа, прежде всего аэропорта. Его продают за 17 млн рублей, тут же арбитраж накладывает арест на все это безобразие, сделка объявляется ничтожной, уж больно за дешево продали. В результате всех этих манипуляций КД-авиа вытеснили с рынка, его маршруты перехватили.

«СП»: — Вот и бывший владелец авиапредприятия, выйдя из СИЗО, жалуется на жизнь. Его, мол, банк «Санкт-Петербург» обманул…

— Жизнь марсианских бактерий меня интересует больше, чем сюжеты о том, насколько один миллиардер стал беднее, а другой богаче. А вот калининградцам жить стало сложнее. Удовольствие летать за границу через Москву я хотел бы оставить столичным жителям.

«СП»: — Как аэропорт выживает в этих условиях?

— Это пока не аэропорт Кабула, к счастью, но, по-моему, ситуация развивается именно в том направлении. Стало хуже. Что до рядовых сотрудников КД- авиа, им, конечно, нужно выплатить долги. Но и топ-менеджеры требуют себе зарплату по 10−20 миллионов рублей. Что они такого там сделали, на этом разрушенном предприятии, чтобы такую зарплату получать? Перед топ-менеджментом какие долги? Это у них долги. Им надо давать не 10 миллионов, а пять лет общественных работ, послать их второй БАМ тянуть в тайге. В общем шуме вокруг КД-авиа идет ловля рыбы в очень мутной воде.

Пора уже завершить всю эту бодягу с КД-авиа и с аэропортом. Чтобы они не превращались в такой же памятник финансового новорусского дебилизма, как Дом советов, который стоит в центре Калининграда без использования 20 лет. В арбитражном суде идут бесконечные разборки. Какой в них смысл? Одним продали, потом отняли, и потом суд… У нас делить и отнимать получается лучше, чем умножать и прибавлять.

Реконструкция аэропорта не закончена, на нее потрачены государственные миллиарды. Зарыты в землю? Если не довести до ума, значит, они потрачены зря. А ведь вокруг нас море конкурентов. В том числе и зарубежных, никто не будет ждать, когда мы наконец-таки придем в себя. КД-авиа — тот самый случай, когда надо растащить хозяйствующих субъектов, дать им по зубам и продолжить проект. А кто у кого что украл, этим пусть занимаются следственные органы.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Роман Гусаров

Авиационный эксперт, главный редактор портала Avia.ru

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня