Корабль еще при СССР был построен на 75%, но у незалежной Украины не хватило денег, чтобы самостоятельно его достроить и эксплуатировать. Теперь же, после потепления отношений между Украиной и Россией, поползли слухи о возможной продаже ракетоносца российской стороне.
Крейсер «Украина» (до распада СССР носил имя «Адмирал Лобов») — близнец флагмана Черноморского флота «Москвы», — корабля, который называют «убийцей авианосцев». В предыдущие годы Минобороны Украины безуспешно вело переговоры о возможной продаже крейсера, в качестве потенциальных покупателей назывался Китай, но сделка так и не состоялась. Украинские националисты, в свою очередь, требовали ввести крейсер в строй, чтобы показать «кузькину мать» российскому флоту. Впрочем, пустая казна сделать этого не позволяла.
Известно, что купить «Украину» ранее предлагали и России, однако до последнего времени Москва интереса к кораблю не проявляла. Директор Казенного исследовательско-проектного центра кораблестроения (Николаев) Евгений Борисов пояснял это тем, что крейсер является устаревшим. Он был заложен еще в 80-е годы, а технический проект корабля утвержден еще в 1974 году.
Неожиданно в конце апреля член комитета Госдумы по вопросам обороны Михаил Ненашев публично заявил о том, что Россия по-прежнему заинтересована в приобретении «Украины». «Он может быть принят в состав Черноморского флота. Этот корабль нам нужен», — сказал парламентарий.
Будто бы в подтверждение этих слов, спустя несколько дней правительство Украины внесло в Верховную Раду проект постановления о переименовании крейсера. В кулуарах поползли слухи, что чиновники хотят избавиться от символического названия «Украина» перед продажей корабля России.
В посольстве РФ на Украине «Свободной прессе» подтвердили интерес Москвы к приобретению крейсера. «Однако все будет зависеть от условий, которые выставит украинская сторона», — сказал российский дипломат.
— Если Россия действительно собирается покупать крейсер, это можно только приветствовать, — заявил корреспонденту «Свободной прессы» первый вице-президент Ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром» Виктор Лисицкий.
— Я не знаю депутата Госдумы Ненашева, но когда прочитал о его заявлении, я его хотел обнять и крепко поцеловать. Оказалось, что в России есть думающие и смотрящие вперед люди, правильно оценивающие среднесрочные и долгосрочные перспективы. Возобновление сотрудничества в кораблестроении с Россией могло бы обеспечить долговременную загрузку украинских предприятий.
«СП»: — Почему Киев выставляет на продажу крейсер «Украина»?
— У нас никогда не хватит сил, ни технического, ни технологического потенциала, чтобы самостоятельно строить и эксплуатировать эти корабли. К тому же, Украине такие крейсеры не нужны. Украина — не океанская держава. Это ведь «убийцы авианосцев». Другое дело, что, достроив этот крейсер, строя другие корабли для России, Украина могла бы существенно поднять свое судостроение.
«СП»: — Но ведь есть мнение, что крейсер «Украина» устарел.
— Конечно, мне приходилось слышать, что идеология крейсера формировалось еще в 70-х годах, оружие — в 80-х годах, он устарел
«СП»: — Если все-таки будет принято решение о достройке корабля, сколько это может занять времени?
— Понимаете, если россияне захотят крейсер в том виде, в котором он первоначально предполагался, то это займет немного времени. Ну, может, год-два. Но я не исключаю, что россияне захотят поменять какие-то системы. Так что сроки в значительной степени будут определяться видением русских флотоводцев и ресурсами, которые они захотят выделить на достройку крейсера.
«СП»: — Много ли денег нужно на достройку корабля?
— Ранее я слышал сумму в районе 90 млн гривен (более 10 млн долларов, — ред.). Но все зависит от того, какой россияне захотят получить корабль. Не исключено, что на крейсере будет проведена серьезная модернизация. Тогда упомянутая мной сумма — копейки.
«СП»: — И, все-таки, по вашему мнению, нужен ли российскому флоту такой корабль?
— Безусловно. Россия — океанская держава и должна иметь значительный флот. У России, напомню, протяженность береговой линии составляет около 30 тысяч километров. К тому же, сейчас для крупных мировых государств очень важно присутствие в мировом океане. Вспомните, как «Шапошников» отбил танкер у пиратов.