Одна из наиболее влиятельных мировых газет The New York Times опубликовала весьма примечательный очерк о жизни российских журналистов. По мнению издания, они буквально тонут в коррупции и крови.
NYT рассказывает о журналисте Михаиле Бекетове, который постоянно получал предостережения от властей, но так и не отказывался от идеи продолжать писать статьи о мошеннических кредитах и сделках с земельными участками в Подмосковье. Журналист смело писал о взятках, о разгуле коррупции и прочих нарушениях закона местными чиновниками. В своих редакционных статьях он зашел до того, что смело призывал к отставке городскую администрацию Химок. Сразу после выхода злополучной статьи-призыва его автомобиль взорвали…
«Затем жестоко избили возле дома, бросили на снегу истекать кровью. Пальцы ему размозжили, вследствие чего три из них потом пришлось ампутировать. Нападавшие хотели гарантировать, что больше Бекетов не напишет ни слова», — пишет NYT. Сейчас, говорит газета, Бекетов лишился ноги и не может произнести ни одной внятной, пусть даже и простейшей, фразы. Его жизнь была буквально сломлена.
Корреспондент американского издания расспросил чиновников и жителей города, а потом сделал выводы: видеозаписи с камер наблюдения следствие проигнорировало, соседей никто не расспрашивал, а политики утверждают, что никакого недовольства Бекетовым с их стороны никогда не было. Также им стало известно, что Бекетов неоднократно просил о помощи Генеральную прокуратуру, но та тоже спустила дело на тормозах. «С тех пор прошло полтора года, но никто до сих пор так и не был арестован», — заключает газета.
Автор публикации Клиффорд Леви пишет, что нападение на Бекетова далеко не единственный случай серьезных конфликтов журналистов и властей в России. Здесь труженики пера, по мнению NYT, регулярно подвергаются различным способам давления и гонениям. Ровно как и оппозиционные политики в Москве, и правозащитники. Им угрожают, их запугивают, их избивают, им устраивают сексуальные и наркотические провокации. Генпрокуратура регулярно принимает максимум усилий для закрытия независимых СМИ и неправительственных организаций. «Иногда дело доходит даже до заказных убийств. Президент Медведев не ликвидировал царивший до сих пор правовой нигилизм, а больше всего от него выигрывают политики от правящей партии», — пишет Леви.
Тот же Михаил Бекетов регулярно писал статьи о честности губернатора Московской области Громова и мэра Химок Стрельченко. Все они выходили в газете «Химкинская правда», которую опальный журналист издавал за свои деньги. Были здесь материалы и о сносе памятника погибшим летчикам, и о том, что власти намереваются ликвидировать местный лес и проложить сквозь него шоссе Москва — Санкт-Петербург. В этих текстах Бекетов обвинял чиновников в том, что они набивают карманы на подобных проектах. Коллеги журналиста, ставшего инвалидом, рассказывают, что ему регулярно угрожали по телефону, а он просил помощи у властей. Но так и не дождался. Красноречивый пример: расследование взрыва автомобиля Бекетова так и не началось. Зато уголовное дело против его газеты было открыто. В Генпрокуратуре, разумеется, все доводы о том, что журналиста преследовали власти, отрицают. Громов и Стрельченко говорить с американским корреспондентом отказались.
Таких случаев по стране — десятки, если не сотни. Газета «Солнечногорский форум», также практиковавшая жанр разоблачений, также была подвержена гонениям. В основном — за публикацию материалов о том, как местная власть стремилась безо всяких выборов остаться в своих креслах. 73-летний редактор издания Юрий Грачев был избит еще в феврале 2009 года. Нападавшие до сих пор не найдены. Зато газету обвинили в клевете и постарались закрыть.
В городе Клин издается оппозиционная газета «Согласие и правда». Ее редактора Петра Липатова избили в марте 2009 года. Коллеги журналиста смотрели видеозапись избиения и утверждают, что трое нападавших были милиционерами. Когда Липатов лежал в больнице, к нему приходили два милиционера и требовали написать заявление, будто он сам спровоцировал нападение. Потерпевший на шантаж не поддался, а милиция заявила, что его просто толкнули в толпе. Позже власти признали, что в избиении журналиста были повинны милиционеры, но никаких уголовных дел по этому инциденту не возбуждено до сих пор. На Липатова же дело завели, обвинив его в экстремизме.
В Химках же властям удалось закрыть еще одну неугодную газету — «Химки наш дом». Ее редактора Игоря Белоуса обвинили в клевете и арестовали по обвинению в торговле кокаином. Клиффорд Леви проанализировал дело и счел его сфабрикованным…
Отсутствие возможности выразить свое мнение в печатных СМИ или на телевидении, которые плотно контролируют федеральные и местные власти, вынуждают россиян все чаще пользоваться возможностями Интернета. Используя выложенные в Сеть видеообращения, люди, пострадавшие от произвола, напрямую апеллируют к руководству страны. Как правило, такие обращения имеют широкий резонанс, активно обсуждаются в блогосфере. Начало этому «жанру» положил майор милиции Алексей Дымовский, который рассказал о коррупции в правоохранительных органах. Его почин поддержали другие сотрудники силовых ведомств — Михаил Евсеев, бывший зампрокурора Григорий Чекалин, Алексей Мумолин.
Чтобы голос таких, как они был слышен не только в России, сайт The New York Times предоставил площадку на своем сайте. Предпочтение будет отдаваться роликам, записанным на английском языке, или содержащим английский подстрочник. Однако самые интересные материалы сотрудники издания готовы перевести с русского самостоятельно.
Вполне возможно, в скором времени именно здесь появятся материалы о социальных волнениях в Кузбассе, которые были напрочь проигнорированы центральными российскими телеканалами. Когда шахтеров Междуреченска, перекрывших от отчаяния железнодорожные пути, дубинками разгонял ОМОН, а задержанных хватали и отправляли в милицию, Первый канал, телеканал «Россия», НТВ говорили о чем угодно, только не о стихийной акции протеста горняков.