Первые лица России могут пересесть на автомобили отечественного производства. Как сообщил управляющий делами президента России Владимир Кожин в интервью «Эху Москвы»: «Есть поручение президента детально изучить вопрос закупки для автопарка управделами новых автомашин марки «ЗиЛ». Сейчас президент и премьер-министр передвигаются на иномарках — Mercedes закупает Федеральная служба охраны, с BMW работает управделами, напомнил Кожин.
Есть ли смысл отказаться от Mercedes и BMW в пользу «ЗиЛа», рассуждает бывший тренер водителей правительственного Гаража особого назначения (ГОН) КГБ СССР, директор Центра высшего водительского мастерства Эрнест Цыганков.
«СП»: — Эрнест Сергеевич, идея возродить представительский «ЗиЛ» кажется вам реальной?
— За то время, что наш автопром стоит на месте, конкуренты ушли вперед. Не случайно первые лица различных государств ездят на «Мерседесах». Потом, «ЗиЛ» был очень дорогой машиной: ручное производство, штучные модели. Массовости никогда не было, представительские машины делал экспериментальный цех, и стоимость машин была фантастической.
Несколько лет назад к нам приехал бизнесмен из Италии, и спросил у меня, как бы приобрести «ЗиЛ» для коллекции. У него был «Бентли», несколько «Мерседесов»… Я сказал, что нет проблем: я его тотчас познакомил со своими учениками, многие из которых продолжают работать на «ЗиЛе». Потом мы снова встретились, и я спросил, купил ли он «ЗиЛ». Он сказал, что не купил: «Они мне назвали такую цену, за которую я могу купить два «Бентли».
Поэтому мне трудно комментировать идею возобновить производство представительского «ЗиЛа». Может быть, это делается, чтобы поддержать завод «ЗиЛ». Но там была ошибка: когда делали кузовной цех для грузовых автомобилей, они сделали цех под конкретный автомобиль «ЗиЛ-130». И перестроить его уже нельзя — надо менять все производство. Поэтому сейчас, чтобы оживить «ЗиЛ», нужны бешенные экономические вливания в этот завод-монстр.
Конечно, завод был хорош. Там было колоссальное количество классных специалистов, был даже собственный технический вуз при заводе. Там был колоссальный спорт — и на грузовиках, и на легковых машинах. Потом, был фантастический экспериментальный цех, в котором были собраны иномарки со всех концов света, и можно было смотреть на них все западные технологии.
Сейчас всего этого нет. Поэтому не знаю, как будет выглядеть идея сесть на «ЗиЛ». Пока это виртуальный «ЗиЛ», его надо еще сделать…
«СП»: — А если посмотреть на советские «ЗиЛ-114», «ЗиЛ -115», «ЗиЛ-117»? Как выглядят эти машины с технической точки зрения на сегодняшний день?
— Стареют, уже стареют. Сейчас и Mercedes, и BMW, и Audi ушли в сторону электронного прогресса. Я не говорю о японцах, которые просто всех обогнали на этом направлении. Технологии, которые применял «ЗиЛ» в те времена, когда я был знаком с этим автомобилем, устарели. Не знаю, как завод сможет их нагнать.
«СП»: — Расскажите, как вы тренировали водителей первых лиц советского правительства?
— Меня пригласили в кремлевский ГОН в начале 1980-х. У них происходили аварии с водителями первых лиц государства. А так как мы имели большой опыт работы в спорте, а потом и в МВД — мы разработали систему контраварийной подготовки — нас пригласил транспортный отдел 9-го управления КГБ. Возглавлял его умница, полковник Клен Борис Матвеевич — человек уникальный по своим знаниям. Мы начали с мотоциклетной подготовки — сначала подготовили мотоциклетный эскорт. После нашей подготовки уровень у ребят из эскорта был соизмерим с уровнем мастера спорта. Потом уже нас пригласили провести подготовку водителей больших автомобилей.
Проходило тогда это все на Ходынке, на Медвежьих озерах. Мы наработали целую систему, включая скоростное управление автомобилем, вращение, управление в заносе. Все эти приемы водители выполняли блестяще. Надо сказать, и контингент там был серьезный. Например, Андропова возил мастер спорта по мотоспорту, тогдашнего министра обороны Устинова — тоже мотоциклист, мастер спорта. Водители и физически хорошо были подготовлены, и морально — здесь им просто не было равных.
У них были проблемы, поскольку кортежи шли на большой скорости, в том числе по городу. Не открою секрета: если вы идете со скоростью 120 километров в час, снайпер сбоку вас уже не берет — он не успевает прицелиться и попасть. Они должны были уметь ездить быстро, поскольку были и такие задания, как, например, доехать за 10 минут от Кремля до «Внуково». Это упражнение по силам только гонщику. Но они выполняли это упражнение.
«СП»: — Расскажите о «ЗиЛе», в чем были особенности его скоростного управления?
— У него был, во-первых, очень хороший двигатель. Действительно, уникальный мотор, который был сделан по самым современным стандартам. Там были зарубежные кольца на поршнях, специально сделанные шатуны. Там все было сделано специально. У нас был, к примеру, такой казус: в ходе скоростной подготовки мы выполняли упражнение «вращение» — на скорости 120 надо было сделать один или два оборота, и выровнять автомобиль. В течение дня тренировок мы сломали два или три редуктора заднего моста. Мы были огорчены, думали, сейчас придет разгонная команда и скажет: что же вы изломали боевые машины?! Но приехал главный инженер завода и сказал: ребята, большое спасибо, вы выявили дефект, который бы мы никогда не нашли.
Что говорить об этом автомобиле? Он чрезвычайно устойчив, центр тяжести расположен низко, нам ни разу не удалось его перевернуть, как ни старались.
«СП»: — По ходовым качествам «ЗиЛ» можно сравнить, допустим, с Mercedes W140?
— Думаю, да. На «ЗиЛе» была уникальная подвеска, уникальные материалы. Понимаете, что значит уникальная? Раньше на заводе «ГАЗ» была приемка каждой детали, которая шла на машины, предназначенные для КГБ. Например, прежде чем собрать двигатель, военпреду показывали четыре поршня. Их взвешивали на электронных весах — вес должен был одинаковым. Военпред принимал каждую деталь.
«СП»: — Если вы говорите, что «ЗиЛ» был такой прекрасной машиной, пусть дорогостоящей и штучной, может, и неплохо, если его производство возобновят?
— А где те специалисты, которые делали те машины? Когда рушится завод, специалисты уходят, и вернуть их очень проблематично. Нужен проект нового автомобиля. Технологическая база, станки. Я не знаю, сколько миллиардов надо вложить в это производство. Не знаю, как все это будет. У меня нет пессимизма, просто есть неуверенность.
Из досье «СП»
Цыганков Эрнест Сергеевич. Профессор кафедры прикладных видов спорта и экстремальной деятельности Российского Государственного Университета Физической Культуры, Спорта и Туризма, доктор педагогических и кандидат технических наук, академик. Заслуженный тренер России. Подготовил 2 заслуженных мастеров спорта, 18 мастеров спорта международного класса, более 100 мастеров спорта, 12 лет был тренером сборной команды СССР по мотоспорту (спидвей) и 28 лет — тренером сборной команды СССР по авторалли.
«ЗиЛ» сегодня
Перспективы есть у автомобилей «ЗиЛ» -4104 — эти кабриолеты проехались по брусчатке Красной площади в этом году на параде Победы.
Сейчас эти автомобили сняты с производства. Однако в прошлом году завод «ЗиЛ» получил заказ от Министерства обороны на выпуск партии кабриолетов для парада Победы. Внешне новые лимузины напоминают те, которые использовали представители советской политической элиты в 1970—1980-х годах. Однако их техническая начинка и интерьер более соответствуют современным стандартам. Кстати, одним из последних заказов цеха малых серий «ЗиЛа» был лимузин для президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, изготовленный в начале 2000-х годов.
Предположительно, стоимость одного лимузина «ЗиЛ» составляет 9 млн рублей. Автомобиль Mercedes S600 Pullman Guard, используемый в современных кортежах высших чиновников, стоит 22 миллиона рублей.