Советскую практику борьбы с «неформальными молодежными объединениями» вспомнили в Белгородской области. С единственным отличием — если в 80-х иностранных певцов, вроде Хулио Иглесиаса, обвиняли в «неофашизме», а Pink Floyd — в «извращении внешней политики СССР», то теперь угрозой признана «пропаганда сатанизма».
Все клубы и кафе Белгорода получили письмо от начальника управления потребительского рынка мэрии Белгорода Владимир Шатило. В нем озвучена просьба не приглашать группы, выступающие в стиле «хэви металл».
Вот текст разосланного письма:
«Во исполнение поручения губернатора Белгородской области Е.С. Савченко и согласно плану мероприятий по обеспечению духовной безопасности Белгородской области в 2010 году, прошу Вас не допускать выделения помещений в Вашем предприятии для проведения концертов тяжелой рок музыки в стиле heavy metal.
О принятых мерах просьба сообщить в управление потребительского рынка.
От начальника управления В. Шатило".
В мэрии города Белгорода на вопрос, чем вызвана подобная обеспокоенность этим стилем, отвечать отказались, попросив направить официальный запрос почтой России.
«Примерно месяц назад в администрации был разработан план по обеспечению духовной безопасности в Белгородской области на 2010 год, но там нет ни слова о прямых запретах на рок-концерты или чго-то подобное, — приводит газета „Коммерсант“ слова чиновника областного департамента образования, культуры и молодежной политики.— В документе просто указывается на то, что нужно повнимательнее относиться к неформалам и глубже их понимать».
Текст этой программы «по обеспечению духовной безопасности в Белгородской области на 2010 год» есть в распоряжении редакции «СП». Про ограничения концертов групп, играющих в стиле «хэви металл» там не упоминается, однако есть не менее примечательные пункты. В частности, вводится запрет на празднование некоторых дат:
«Не допускать в образовательных, культурных и других подведомственных учреждениях городов и районов области празднование Дня святого Валентина и Хеллоуина. Провести разъяснительную работу в СМИ области об особенностях данных праздников, противоречащих традиционной русской культуре — 2010 год и последующие годы», — говорится в программе.
Кроме того, согласно этому документу, во всех образовательных учреждениях Белгородской области необходимо ввести учебный предмет «духовная безопасность», создать интернет-форум, посвященный этой тематике, а также не допускать «размещения (в СМИ) рекламы услуг магов, астрологов, колдунов, гадалок, экстрасенсов, прорицателей, ясновидящих и других представителей оккультизма и язычества». План мероприятий подписан руководителем администрации губернатора области Олегом Полухиным, и благословлен архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном.
Олег Проскоков, директор клуба «In Rock» подтвердил «СП», что письмо с просьбой не проводить концертов тяжелой музыки он получал. Однако реагировать на него никак не собирается — выступления групп как были, так и продолжаются.
«СП»: — Было такое письмо?
— Действительно, приходила просьба не предоставлять помещения для проведения концертов в стиле «хэви металл». О запрете говорить пока рано. Поскольку я руководитель профильного помещения, я, по большому счету, «клал» на эти бумажки.
«СП»: — А репрессии за предоставление площадки какие-то обещают?
— Там, очевидно, ждут отчета, «мы хэви-металл проводить не будем».
«СП»: — Насколько я понимаю, у вас достаточно часто играют именно в этом стиле?
— У меня рок-клуб, практически каждый день играют. Вчера буквально выступали. Выходят на сцену, говорят — «нам хорошо, мы теперь запрещенную музыку играем, обратно в андеграунд». Так что какие-то панические настроения по этому поводу нам чужды.
Вопрос в самом факте — как какой-то дебильный кривой палец мог в принципе набрать такую ересь? Да еще и разослать людям. Сидят там такие работнички городской администрации, они каким-то образом выслуживаются перед губернатором. Он сказал — «так, повысить, углубить», они и углубили, а то, что мозгов на большее не хватает, так они хотя бы так выслужились.
«СП»: — А почему именно против хэви-металла, в чем тяжелый рок-то провинился?
— Для них это все в одну кучу — готы там какие-нибудь, панки, металлисты, это все для них одно и то же. Субкультуры какие-то, байкеры. Соответственно — наркотики, и так далее. И все это сваливается в один образ — и нет никакого понимания, что это такие же нормальные сообщества, как и все остальные.
Там нету человека, который был бы пиар-специалистом, который мог бы в этом разобраться. Если б он был, он бы сказал — «что вы творите, это же ересь, над вами все люди смеяться будут». Могли вообще написать «запретить рок-концерты», и разбирайся потом с ними.
«СП»: — А были прецеденты, чтобы в последнее время разгоняли концерты, с милицией, чтобы запрещали, срывали выступления?
— Помню случай — на байкерском фестивале ни с того ни сего приезжает Госнаркоконтроль, причем с ОМОНом, в масках, прямо лихими 90-ми потянуло.
А так — органы, которые могли бы разогнать, обычно сначала мне звонят, то есть никаких провокаций не бывает. А я объясняю, что ничего отменять не буду. Они — «ну, смотрите». Я — «ну, смотрю».
«СП»: — У вас в клубе ближайшее запланированное выступление — это группа «Аркона», насколько понимаю, достаточно правая и по убеждениям, и по текстам.
— Я даже знаю, как это будет. Звонок из отдела по борьбе с экстремизмом, я им в очередной раз прочитаю лекцию о том, что у меня тут концертная площадка, и никоим образом не пропагандирую ничего. Я не правый и не левый, я вообще в этом деле валенок, я тут бизнесом занимаюсь.
«СП»: — У вас в городе много площадок, где проводятся концерты рок-музыки?
— У нас одна — это мой клуб.
«СП»: — Фактически получается, что вы — единственный адресат этого письма?
— Не знаю, как против нас, факсы эти разошлись всем работникам общепита, в кафе или клубы, которые совершенно другого профиля и формата. Просто чиновники хотят, чтобы у них проблем было меньше — каждая открытая в городе точка в формате клуба, где молодежь собирается, это головная боль. Вокруг обязательно найдутся какие-нибудь бабушки, которые начнут жаловаться, письма писать. Зачем им это надо? Легче запретить.
Группа «Отражение», в которой выступает вокалист Антон Рудиков, как раз выступала вчера сразу после первых новостей о запрете их стиля. Со сцены он предложил называть направление, в котором они играют, «русской народной музыкой». В интервью «СП» он признался, что за себя и свою группу он не беспокоится, а вот у держателей концертных площадок, действительно, могут начаться проблемы.
«СП»: — Как вы относитесь к тому, что вашей духовной безопасностью озаботились власти?
— Я в восторге от этой заботы, тем более, что этим занимается лично губернатор.
«СП»: — Это у них чиновничье или идеологическое? Они правда в это верят?
— Дело в том, что в Белгородской области православная культура очень сильна и очень сильно пропагандируется властью. У нас все возможные инновации, связанные с православием, принятые на федеральном уровне, местные бегут исполнять. Вводят в школах духовно-образовательные предметы, проводят молодежные акции и так далее.
Все это замечательно, пока не становится откровенным мракобесием. Кто принимает эти решения — средний возраст чиновника 50−55 лет. Они не знают предмета, о котором они говорят, по поводу которого принимают законы.
«СП»: — Насколько я понимаю их точку зрения, там ключевое слово «сатанизм».
— Тут под хэви-металл они сгребли всю тяжелую музыку. Есть такие группы, как «Коррозия металла», есть какие-то тексты у наших местных групп, которые могут звучать двусмысленно, но это же творчество! Это свобода выражения мысли. Может, запретим художнику писать какие-то библейские сцены с изображением падших ангелов? Или поэту — писать стихи с описанием ада.
«СП»: — Какие тут могут быть репрессии? В советское время из партии исключали, выгоняли из комсомола. А сейчас откуда выгонят?
— А законных методов воздействия нет. Но закон всегда на службе у тех, у кого он в руках. Например, тот же наш In Rock — его же очень просто закрыть. Пять или шесть проверок, пара-тройка отзывов в прессе, и арендодатель просто не будет давать помещение.
Группам конечно ничего не будет, но просто не будет мест для выступления. Вы играйте, но где можете — в лесу, например.
В Белгородской и Старооскольской епархии РПЦ на вопрос «СП» о том, поддерживает ли церковь запрет «хэви металла» ответить затруднились, сославшись на то, что не знакомы с документами. Однако, источник заметил, что «это далеко не полезное направление музыки, и оно отрицательно влияет на психику, особенно молодежи. Поэтому вполне вероятно, что такое решение могло быть благословлено епархией».