«Свободная пресса» уже рассказывала о горькой судьбе потомков «русского Колумба» адмирала Завойко, которых администрация Петербурга выселяет из квартиры в центре города. Даже не из квартиры, а из комнаты, которую занимают Завойко в доме, когда-то принадлежавшем их легендарной семье. Последний оплот славного старинного русского рода, представители пяти поколений которого служили Отчизне верой и правдой, — комната в коммуналке, на которую теперь посягают некие «инвесторы».
Спор между «инвесторами» и семьей Завойко уже несколько лет ведется в судах, которые до сих пор 75-летним супругам удавалось выигрывать. Но впереди новая судебная тяжба, которую против ветеранов войны и труда, пострадавших не только от политических репрессий у себя на родине, но и в немецких концлагерях, инициировала нынешняя власть. Силы неравны: против блокадников выступает губернатор Санкт-Петербурга.
Еще в апреле на имя Валентины Матвиенко депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергей Малков послал запрос, в котором говорил о неправомерности решений, принимаемых в отношении пенсионеров. Он спрашивал Матвиенко: «Считаете ли Вы необходимым потребовать от Администрации Центрального района прекратить судебное преследование ветеранов Великой Отечественной войны и отозвать иск о выселении семьи Завойко?».
В ответе губернатор Валентина Матвиенко подтвердила твердое намерение выселить стариков из родного, якобы аварийного дома.
Реконструкция заочного диалога между губернатором и депутатом выглядит таким образом:
Губернатор Матвиенко: «В соответствии с распоряжением администрации Центрального района Санкт-Петербурга
Депутат Малков: «Помимо экспертизы межведомственной районной комиссии было еще три экспертизы — две от „ЛенжилНИИпроект“ и одна от Центра независимых экспертиз „ПетроЭксперт“. Все они рекомендовали работы по усилению, которые проводятся без расселения жильцов, отдельными захватками, покомнатно. И даже МВК ссылается на экспертизу 2007 года, которая говорит о проведении работ без расселения. Выводы независимых экспертов однозначны: квартира № 5 дома 52 по ул. Марата пригодна к постоянному проживанию, капитальный ремонт по устранению аварийности в ней возможно провести без выселения жильцов, в указанной квартире возможно провести перепланировку с разделением ее на две изолированные квартиры. Полгода назад независимые эксперты из организации „ПетроЭксперт“ выяснили также, что комната, в которой живут Завойко, пригодна к постоянному проживанию».
Губернатор Матвиенко: «Во исполнение инвестиционного договора, заключенного на основании заключения администрации Центрального района Санкт-Петербурга, инвестором — обществом с ограниченной ответственностью «Техтранс» в собственность Санкт-Петербурга произведена передача двухкомнатной квартиры жилой площадью 33,30 кв. м. общей площадью 51,70 кв. м., расположенной по адресу пр. Большевиков, д. 39, корп. 1, кв. 14 для переселения Завойко А.М. и Завойко Е.А., от вселения в которую они отказались.
Депутат Малков: «Нет документов о продаже в собственность Санкт-Петербурга квартиры по адресу: просп. Большевиков, дом 39, корпус 1, квартира 14.»
Губернатор Матвиенко: «Администрацией Центрального района данной семье было предложено переселиться в подготовленную инвестором для временного проживания в двухкомнатную квартиру № 2 д. 52 по ул. Марата на время проведения капитального ремонта аварийной квартиры с последующим переселением в двухкомнатную квартиру № 7-а общей площадью 59,8 кв.м., образующуюся после выполнения капитального ремонта квартиры 7 данного дома.
Депутат Малков: «Квартиру, в которую предложили переселиться, фактически нежилая, инвестором для проживания не подготовлена — кухня на подпорках, отключен газ. Квартира 7а для последующего переселения никогда не сможет быть признана жилой, так как она в нарушении СНИПов расположена под ванной с туалетом и не имеет даже окна, есть только узкая дверь на балкон. Что гарантирует в дальнейшем возможность выселения Завойко из данного дома».
Губернатор Матвиенко: «Однако от Завойко Е.А. в адрес администрации Центрального района Санкт-Петербурга поступило обращение с просьбой предоставить квартиру общей площадью 89,9 кв. м. в указанном доме, на предоставление которой правовые основания отсутствуют. Учитывая необходимость принятия срочных мер по предотвращению обрушения и капитальному ремонту государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, администрацией Центрального района Санкт-Петербурга принято решение о переселении Завойко А.М. и Завойко Е.А. в предоставленное жилое помещение в судебном порядке. Вопрос о переселении данной семьи рассматривается в Куйбышевском федеральном районном суде. В настоящее время дело отложено
Депутат Малков: Первоначально мировое соглашение предусматривало переселение Завойко в квартиру 7. Завойко подписали это соглашение, но администрация, предложившая его, после согласия Завойко, отказалась от своего собственного соглашения. Завойко не требуют безвозмездного выполнения прежнего мирового соглашения, они готовы доплатить разницу, но даже на этих условиях им отказывают.
Губернатор Матвиенко: «Одновременно сообщаю, что, руководствуясь статьей 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и принципом разделения властей, исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов».
Депутат Малков: «В запросе я просил Губернатора Санкт-Петербурга не о вмешательстве в деятельность судебных органов, а об отзыве поданного администрацией судебного иска».
Корреспондент «Свободной прессы» обсудила с депутатом его заочную полемику с губернатором.
— В ответе губернатора мы не видим даже намека на уважение каких-то моральных ценностей. Мы видим жонглирование чисто юридической терминологией. Хотя в запросе я ставил вопрос о человеческих ценностях, но получил ответ, в котором человека нет вообще — чисто юридическая казуистика. Но когда люди уходят от моральных ценностей, они могут опереться лишь на жонглирование юридическими фактами.
«СП»: — Что, у Завойко все так плохо? Никакого поворота к благополучному исходу дела не намечается?
— На этой неделе попробуем провести пресс-конференцию, на которую пригласим представителей Завойко. Конечно, на аншлаг не рассчитываем, с губернатором многие ссориться не хотят, но потихоньку СМИ начинают реагировать. Я надеюсь, эта пресс-конференция поможет.
«СП»: — Сергей Александрович, ну чем поможет пресса, когда стариков выселяют, им угрожают, против них ведут войну?
— Я надеюсь, на пресс-конференцию, которую мы соберем, придут люди, которые помогают Завойко. Потому что сами Александр Михайлович и Евгения Александровна тяжело больны. Они говорят: «Нам вообще ничего не надо, дайте нам хотя бы года три, мы, скорее всего, больше не проживем». Администрация района потому так себя и повела, что никто не ожидал, что эти божьи одуванчики смогут оказать сопротивление. Они бы, конечно, сами ничего не смогли, если бы за них петербуржцы не вступились. А люди вступились, общественность готова отстоять стариков. Единственное, на что Завойко могут рассчитывать, это поддержка прессы.
«СП»: — Вы серьезно так думаете?
— Не думаю, а знаю. И власть, и суды никого не боятся. Они и к нам, депутатам прислушиваются только благодаря СМИ, только потому, что мы можем в прессу передать материалы. Это единственное, чего сегодня боится власть.