— Олег Валентинович, как сейчас идет дорожное строительство? Что ждет нас в 2009 году?
— В наступающем году мы решили сделать упор на ремонте. Если в этом капитальный ремонт — 3,5 тысячи километров, то в следующем отремонтируем более 5 тысяч километров. И вы, уверен, сразу же это заметите.
— Ремонт — это хорошо. Но новые дороги — еще лучше. Чем порадуете автомобилистов?
— В этом году федеральные дороги прирастут более чем на 1000 километров. Для сравнения скажу, что в 2005 году нами было построено всего 160 километров. В 2009 мы планируем сдать более 1500 новых километров дорог. Основное направление — трасса Чита — Хабаровск. То, что было сделано в 70−80-е годы, мы сейчас приведем в нормальное состояние. Плюс перед нами стоит очень важная задача по трассам «Лена» и «Колыма».
— Правда, что эти дороги были признаны самыми худшими в мире?
— Да, в прошлом году наша трасса «Лена», наверное, небезосновательно была признана самой плохой дорогой мира. Но в этом году мы некоторые недостатки устранили. Ремонт прошел более чем на ста километрах, и эту дорогу мы переводим в асфальтобетонное исполнение. Закончить грунтовые разрывы в 2009 году — такую задачу перед нами поставил президент. И мы его задание выполним.
— И все-таки, когда мы будем ездить по нормальным дорогам? Наступят ли такие времена?
— Такие времена обязательно наступят. Я считаю, что в 2013 году, именно такой год я вам называю, мы будем ездить по нормальным дорогам. Мы посчитали в программе 2010−2015 года, что к этому моменту пройдем практически все дороги ремонтом. Большинство трасс будет реконструировано и отремонтировано либо построено заново.
— Многие наши дороги не зря называют «трассами смерти». В автокатастрофах гибнет в десятки раз больше людей, чем в локальных войнах. Не мучает ли вас совесть? Не чувствуете ли вы, как главный дорожник страны, вину за эти смерти?
— Кто будет хозяином вновь построенных дорог?
— Хозяином дорог всегда будет оставаться государство. Ни одна дорога полностью в частную собственность не перейдет. Возможны варианты эксплуатации дороги на платной основе, на основании закона о концессионных соглашениях, где предусматривается, что инвестор совместно с государством строит новую дорогу и за это имеет право некоторое время ее эксплуатировать, получая плату. Но право собственности закрепляется за Российской Федерацией.
— А какая же выгода тогда частнику? Защищены ли его права законом?
— Сейчас принят закон об автомобильных дорогах. Там более четко указываются критерии, в чьей собственности могут находиться дороги. Прописано, как они могут эксплуатироваться.
-Намного ли качественнее платные дороги, чем бесплатные?
-У нас в стране пока есть лишь четыре участка платных трасс. К несчастью, система финансирования до сих пор построена таким образом, что все деньги мы пропускаем через бюджет, и после этого они распределяются ровно так же, как и на все остальные дороги. Соответствующее и качество платных участков.— Последний вопрос: когда у нас исчезнут «трассы смерти»?
— Через пять лет. Программа дорожного строительства рассчитана на 2010−2015 годы. На сегодняшний момент туда заложено более 7 триллионов рублей. В результате реализации этой программы мы должны будем построить дополнительно более 60 тысяч новых километров.