Российский бизнесмен обвиняет в вымогательстве отката чиновника из Управления делами президента. Глава компании «Москонверспром» Валерий Морозов рассказал британской газете The Sunday Times о том, что за получение крупного контракта на постройку гостиницы в Сочи с него потребовали 12% от суммы сделки. Общая сумма взятки составила около 180 млн. рублей.
По словам Морозова, четыре года назад его компания выиграла тендер на строительство гостиницы класса люкс на Черноморском побережье в Сочи. Этот комплекс предназначался для проживания представителей официальной делегации правительства на время Олимпиады.
По словам бизнесмена, высокопоставленный представитель Кремля на личной встрече потребовал выплатить ему 12% от общей суммы контракта — 177,6 млн. рублей. По признанию Морозова, с середины 2007 года до июня 2009 года он встречался с чиновником около 20 раз. Бизнесмен уверяет, что обычно он передавал сумку с наличными чиновнику в его офисе или автомобиле. Как сообщил «СП» сам бизнесмен, подтвердив информацию, ранее данную радио «Коммерсант FM», этот чиновник — заместитель начальника главного Управления капитального строительства УДП Владимир Лещевский.
Не вынеся кабальных условий выплат, Морозов обратился в отдел экономических преступлений МВД и затем по просьбе правоохранительных органов участвовал в операции разоблачения мздоимца. На одну из встреч бизнесмен пошел со скрытой камерой, однако, устройство было обнаружено охранной системой, установленной в офисе чиновника.
Следующую встречу Морозову удалось организовать на нейтральной территории — в ресторане «Сливовица». Сцену снимали двумя камерами — одна была на самом предпринимателе, вторая — у сидевших за соседним столом милиционеров. Звук записывался скрытым микрофоном. Удалось зафиксировать момент передачи денег — пакета с рублями и евро на сумму около 4 млн. рублей.
Однако уже на следующий день в МВД Морозову сообщили, что не будут заводить дело на столь высокопоставленное лицо. По словам Морозова, после того, как ему заявили в милиции о невозможности преследования вымогателя, его компанию изгнали со стройплощадки олимпийского отеля и конфисковали все оборудование. Бизнесмен утверждает, что государство задолжало ему крупную сумму денег. «Я обратился к Sunday Times потому, что понимаю, что, если имеющаяся у меня информация останется только в пределах России, я окажусь в серьезной опасности», — заявил бизнесмен.
Компания «Москонверспром», которой владеет Валерий Морозов, вела еще несколько строек, финансируемых за счет бюджета. Известно, что именно эта фирма возводит дома для переселенцев из Имеретинской долины, чьи земли были изъяты для нужд Олимпиады-2014.
В марте на этом объекте началась забастовка рабочих. Тогда рабочие рассказывали «СП», что их непосредственные наниматели во всем винят «Москонверспром», не перечисливший вовремя денег. Как сейчас объясняет Морозов, это была провокация с целью выбить его организацию с этой площадки.
Сам бизнесмен сейчас находится в Москве. Пока на его заявления о коррупции в Управлении делами президента никакой реакции не последовало. Чиновник, которого предприниматель обвиняет в коррупции, называет эту информацию «полной глупостью». В интервью «СП» Морозов поделился подробностями этого дела.
«СП»: — У нас вообще очень многие люди начинают откровенно разговаривать, рассказывать о коррупции, только оказавшись за границей. Вы давали интервью Sunday Times, и газета утверждает, что вы скрываетесь в Британии. Но вы все-таки в России?
— Я хочу, чтобы это дело было доведено до конца — надо хоть раз взять, и сделать это. Уже начинает не просто надоедать и возмущать, а просто достала вся эта ситуация. И я надеюсь, что раз у нас президент принял решение подключить Генпрокуратуру и следственные органы к проверке того, что произошло, почему оперативный эксперимент закончился тем, что человек ушел с деньгами, и его никто не остановил, не вернул, и куда деньги пропали.
Я думаю, что и сейчас будет политическая поддержка моих действий.
«СП»: — А как вообще это происходит? Как у вас вымогали этот откат?
— Если с кем-то у вас ведутся переговоры, то просто люди говорят — «процент такой-то», или «ты должен вернуть столько-то», или «заплатить столько-то».
«СП»: — Sunday Times приводит ваши слова, что с вас требовали откат 12%, и что вы не согласились, потому что «12% это выше нормы». А что тогда норма?
— Я имел в виду не норму отката. Я имел в виду то, что при той цене и той себестоимости работ сложно было выплачивать 12%. Надо было либо завышать цену, что не хотелось бы, потому что любая проверка это обнаружит, или ухудшать качество этих работ, чего тоже не хотелось. Я говорил, что это слишком много для такого контракта.
«СП»: — Пишут, что вы 20 раз встречались с этим чиновником.
— Да, приблизительно столько было платежей. Встречался я больше, но, так как мы платили долю от каждого платежа, то за это время примерно столько раз и передавали деньги. Платежи были ежемесячные.
«СП»: — Фактически как дань получается?
— Я это называю коррупционный налог. Ставят тебя на налог и все, и ты платишь.
«СП»: — У вас не один олимпийский объект, вы занимались другими стройками, которые финансировались из бюджета. До этого были моменты, когда вас облагали подобным налогом?
— Я не буду говорить про то, что было раньше, я могу сказать, что у нас есть объект Олимпстроя «Таврическая», там мы ничего не платим. Из-за этого там, может быть, есть определенные трудности. Так как у нас там нет коррупционного налога, мы сделали скидку — и это некоторым людям очень не нравится.
«СП»: — Был случай, когда на вашем объекте из-за невыплат зарплаты бастовали рабочие. Это было связано с тем самым «коррупционным налогом»?
— Да.
«СП»: — А каким образом?
— Это как раз было на объекте «Таврическая». Определенная группа, которая работала в Олимпстрое, была под давлением — или под воздействием, влиянием — тех людей, против которых мы сейчас выступаем. И эти люди требовали, чтобы нас с объекта удалили.
Туда заводились подрядчики, и их действия корректировались таким образом, чтобы они срывали нам планы строительства, и, в том числе, совершали вот такие действия. Мы глубоко убеждены, что это была спланированная акция. Мы заплатили «Туапсе-Солнечному дому» 2,5 млн. рублей аванса, они эти деньги обналичили, использовали для себя, а рабочим сказали, чтобы они шли выбивать деньги из моей фирмы.
Причем люди, которые все это организовали, были связаны и с одним из руководителей Олимпстроя, который сейчас уже не работает, и знаю, что они ходили и в мэрию Сочи. Они мне откровенно говорили — «сейчас пойдем согласовывать свои действия в мэрию».
«СП»: — Коммерсант-FM сообщает, что вы назвали фамилию человека, которого вы обвиняете в том, что тот брал откат. Радиостанция упоминает заместителя начальника главного управления капитального строительства УДП Владимира Лещевского.
— Да, это тот чиновник, о котором идет речь.
«СП»: — А кто работал с ним со стороны Олимпстроя?
— Я про Олимпстрой ничего не говорю. Лещевский не имеет к нему отношения. Проблемы на той же «Таврической» нам создавал Лещевский через свои контакты в Олимпстрое. У нас проблемы связаны воедино — но давайте Олимпстрой отодвинем. Я говорю о конкретном случае, где люди были уверены в своей безнаказанности и поэтому и подставляли нас.
Они могли позволить себе обналичить деньги, а рабочих направить против нас. Но пришла прокуратура с проверкой, они проверили и у нас, и у них. Выяснили, что они деньги обналичили и разворовали — и было возбуждено уголовное дело, и их генеральный директор была осуждена.
«СП»: — После ваших заявлений на вас уже выходили правоохранительные органы?
— Нет. Я думаю, что это такой уровень скандала, что должно быть политическое решение.
«СП»: — Появилась информация, что Олимпстрой собирается разорвать все контракты с вашей организацией.
— Я такой информации не имею. Только недавно у меня был разговор со старшим вице-президентом госкорпорации, мы обсуждаем, как действовать. Да, могут быть какие-то изменения в наших контрактных условиях, так как один контракт у нас закончился, сейчас будет пересматриваться второй, но разговоров о разрыве отношений с нами нет. Я, честно говоря, хотел бы выяснить, кто эту информацию распространяет. Мы напишем специальное письмо в Олимпстрой, чтобы там разобрались.
Уточнение:
ООО «10x Инвест» (МОСКВА), являющаяся правообладателем товарного знака «Солнечный Дом» (свид-во на тов. знак № 368536 от 19.04.2007) и специализирующаяся с 2001 на рынке качественного малоэтажного строительства исключительно Москвы и МО под торговой маркой «Солнечный Дом», официально заявляет, что не имеет никакого отношения к компании ООО «Туапсе-Солнечный дом», скрыто и незаконно использовавшей товарное наименование «Солнечный Дом», а также готовится к преследованию данной организации по вопросу незаконного использования торговой марки «Солнечный Дом» в судебном порядке.