На реформы МВД в 2010 году планируется дополнительно выделить 2,8 млрд руб. Об этом заявил вице-премьер, министров финансов Алексей Кудрин по итогам совещания у премьера Владимира Путина, где обсуждались, в частности, уточненные параметры бюджета-2010. Кудрин отметил, что средства пойдут на содержание сотрудников МВД, стимулирование их деятельности, а также обеспечение жильем нуждающихся милиционеров.
Насколько эти дополнительные средства позволят продвинуть вперед реформу МВД, рассуждает советник председателя Конституционного Суда РФ, генерал-майор милиции Владимир Овчинский.
«СП»: — Владимир Семенович, обычно деньги Минфин дает под конкретные программы. А что значит — на стимулирование милиционеров?
— Дело в том, что зарплаты сотрудников милиции меньше сопоставимых зарплат работников органов прокуратуры и, тем более, судей. Это патология, когда все занимаются одним делом, борются с преступностью, на переднем крае находится милиция, а получают милиционеры в 3−4 раза меньше, чем работники прокуратуры, и в 8−10 раз меньше, чем судьи. Такой разрыв в обеспечении существует только в нашей стране. Поэтому, думаю, деньги и пойдут на увеличение содержания милиционеров, и на улучшение жилищных условий. Потому что с жильем тоже стало совсем плохо. Раньше, когда участкового брали на работу, ему гарантировали в течение полугода предоставить жилье. Сейчас этого не делается, поэтому нет и заинтересованности людям работать на таких горячих участках. Милицию много критикуют, но чтобы у нас была нормальная милиция, она должна нормально финансироваться.
«СП»: — Эти меры — повышение зарплаты, обеспечение жильем — безусловно, нужны. Но как далеко с помощью этих мер продвинется реформа МВД?
— Улучшение материального обеспечения — это одно из небольших направлений реформы. Дополнительные 2,8 млрд. рублей на Россию — это не такая значительная сумма. Я не думаю, что это означает какой-то особый прорыв. Что до реформы, она сейчас идет в двух направлениях: во-первых, разрабатывается новый закон о милиции, во-вторых — идет работа внутри МВД по реформированию организационных структур, сокращению центрального аппарата, уменьшению на 20% численности в регионах. В ведомстве это второе направление называют оптимизацией деятельности. Конкретно, правда, ничего не заявлено, все эти меры существуют на уровне проектов.
«СП»: — А что в этих проектах, на ваш взгляд, позитивного?
— Что милиция остается единой федеральной структурой: не будет ее разделения на федеральную криминальную полицию и муниципальную милицию, как это предлагал Союз юристов и некоторые общественные организации. Этого не будет, слава Богу. Милиция в нашей стране должна быть единой, и управляться по вертикали. Потом, остается слово «милиция», а не «полиция», что тоже важно. Слово «полицай» вызывает определенные ассоциации с Отечественной войной.
Наконец, хорошо, что милиции оставили единое финансирование. Когда милиция общественной безопасности финансировалась из местного бюджета, а криминальная из федерального, часто «муниципалы» сталкивались с невыплатами, недоплатами, что нарушало функционирование.
«СП»: — Как будут нарезаны различные структуры в обновляемом МВД?
— Пока не совсем ясно. Я всегда высказываюсь за то, чтобы сохранить централизованное управление транспортной милицией, централизованное управление органами внутренних дел на режимных объектах и закрытых городах. Если там будут ликвидированы какие-то департаменты и управления — Бог с ними, главное, чтобы была какая-то небольшая координирующая управленческая структура.
Я считаю, необходимо восстановить управление по борьбе с организованной преступностью. К ним было много нареканий, много безобразия. Но это не означает, что нужно было ликвидировать эту службу.
«СП»: — Сами сотрудники МВД говорят, что бич правоохранительных органов — «палочная» система учета преступлений, но без нее МВД работать не будет…
— «Палочная» система — это патология. И патология, когда при оценке работы МВД действует идеологический принцип: якобы, по мере развития страны и проведения реформ у нас должна сокращаться преступность. На самом деле, у нас нет никаких оснований для этого. Общество продолжает оставаться в кризисе, многие кризисные явления только усиливаются, растет социальный разрыв. В этих условиях преступность должна расти. А у нас, по официальной статистике, она падает. В этом главный бич. Нужно отказаться от идеи, что преступность должна снижаться.
«СП»: — А есть какие-то признаки, что от этого принципа планируют отказаться?
— Нет, никаких признаков. Ничего пока не делается, чтобы обеспечить нормальную систему учета и регистрации преступлений, как это сделано в странах Европы, особенно в скандинавских. Там любое преступление стразу фиксируется в единой базе данных, а гражданам в момент подачи заявлений дают заполнять формализованные бланки, которые потом легко переносить в компьютер. У нас ничего этого не делается, хотя реформа МВД, я считаю, должна проводиться именно на этом направлении. Здесь, кстати, больших денег не требуется.
Если бы у нас навели порядок с учетом преступлений, тогда бы сразу поняли, что преступность не снижается, и не ставили бы вопрос о сокращении численности милиции. Ее нельзя сокращать. Как можно сокращать милицию, когда у нас уровень преступности на 100 тысяч населения в три раза выше, чем в США, и в 15−16 раз выше, чем в странах Евросоюза?!
«СП»: — Все же: какой промежуточный результат реформы мы увидим в 2010 году?
— Мы увидим до конца года новый закон о милиции. Думаю, это будет хороший закон. Увидим, что немного повысят зарплату сотрудникам милиции. Что касается сокращений центрального аппарата — пока налицо имитация сокращения. Сейчас часть оперативных подразделений вывели из состава центрального аппарата, и перевели либо на межрегиональный уровень, либо оставили в другом качестве при МВД. Больше ничего нового мы не увидим.