В Рязани региональное управление Следственного комитета при Генпрокуратуре (СКП) возбудило уголовное дело против журналистов газеты «Вечерняя Рязань» по подозрению в экстремизме (ст. 282 УК РФ). Об этом сообщается на сайте рязанского СКП. По заявлению следственных органов, причиной для возбуждения дела послужила статья «Быть начеку», опубликованная в № 16 газеты за апрель 2010 года.
На сайте газеты эта статья уже отсутствует, однако в Сети имеется ее графическая копия. В ознакомительных целях приводим ее, не комментируя изложенные в тексте факты за невозможностью их оперативно проверить:
В разговоре с корреспондентом «СП» заместитель главного редактора «Вечерней Рязани» Елена Бондаренко рассказала о взаимоотношениях редакции с правоохранительными органами:
«СП»: — Появились сообщения, что против «Вечерней Рязани» возбуждено уголовное дело. Это правда?
— Знаете, к нам пока ничего не приходили, не сообщали, не предъявляли обвинений. Мы знаем о том, что против нас возбуждено уголовное дело, но только из СМИ. Знаю еще, что мы обвиняемся в разжигании розни по отношению к сотрудникам милиции. Какие именно материалы вызвали недовольство милиционеров, я не знаю.
«СП»: — Следствие утверждает, что речь идет о статье в № 16 под заголовком «Быть начеку» с описанием зверств в отделениях милиции…
— А, речь об этом! Ну да, по этому поводу нам уже предъявляли претензии, знаем мы и об уголовном деле. Я-то думала, еще что-то возникло…
«СП»: — Были ли у вас в редакции обыски, «маски-шоу»?
— В этот раз нет. А вот когда у нас пытались изъять тираж перед мартовскими выборами — вот тогда были и маски, и обыски. Так что, можно сказать, у нас уже богатый опыт…
«СП»: — Какие судебные перспективы у газеты по этим делам, как вы полагаете?
— Могу сказать только, что у нас в редакции есть документы по всем без исключения напечатанным материалам. Мы ничего не утверждаем голословно, так что с юридической точки зрения мы чисты.
«СП»: — А по статье «Быть начеку» — у вас тоже есть подтверждения?
— Разумеется! По этому материалу — тоже.
Между тем, в Рязани «Вечерка», хотя и достаточно известная газета, все же не пользуется репутацией солидного издания. «Это, в общем, бульварный листок», — оценили газету в беседе с корреспондентом «СП» трое жителей областного центра. Кроме того, как сообщили изданию на условиях анонимности другие рязанские журналисты, «Вечерняя Рязань» принадлежит бывшему мэру Рязани Валерию Рюмину — человеку в городе весьма влиятельному. «Вероятно, там были какие-то личные мотивы, личная нелюбовь к милиции», — предположил собеседник «СП».
Тем не менее, уголовное дело против газеты весьма показательно. Это далеко не первый случай, когда против журналистов, блогеров, политических активистов возбуждают уголовные дела по подозрению в разжигании розни к социальной группе «чиновники», «сотрудники милиции»
Самый известный случай такого рода — дело сыктывкарского блогера Саввы Терентьева, в своем дневнике писавшего о «сжигании неверных ментов на Стефановской площади». Напомним, Терентьев был осужден по 282 статье УК и осужден на 1 год лишения свободы условно. Это произошло в 2008 году, а дело было возбуждено годом ранее.
О том, насколько эта распространенная практика — считать милиционеров, чиновников и прочих представителей власти социальными группами — соответствует законодательству, обозреватель «СП» поинтересовался у адвоката, регулярно занимающегося делами политических активистов, правозащитника Юрия Падалко:
«СП»: — Правомерно ли считать работников милиции социальной группой, как это сделали в рязанском СКП?
— Милиционеры — это, конечно, не социальная группа, а профессиональная. И если уголовное дело было возбуждено именно по подозрению в разжигании розни к социальной группе, то это постановление, конечно, можно оспорить. И по суду его придется отменить.
Другое дело, что Закон о противодействии экстремизму предусматривает наказания за разжигание розни не только к социальной группе, но и «по признаку профессиональной принадлежности». Так что, в принципе, российское законодательство позволяет преследовать за такие высказывания.
«СП»: — Что же такое социальные группы, по закону?
— Четкого определения наше законодательство не дает. Но вообще социальные группы — это бомжи, например; преступники. Интеллигенция — хороший пример социальной группы. Кроме того, сюда же можно отнести дискриминацию по возрасту: разжигание розни к подросткам, старикам
«СП»: — Иными словами, высказывание «Стариков надо сбрасывать со скалы» — чистый пример эстремизма?
— Да, конечно, это будет чистый случай экстремизма по нашему законодательству.
«СП»: — В таком случае, рязанские журналисты все-таки нарушили закон?
— Тут есть нюанс в том, что речь идет о публикации в СМИ, причем о такой публикации, где описываются явно преступные действия сотрудников милиции. А здесь действует норма, введенная постановлением Верховного суда еще в 2005 году, где регулируются судебные разбирательства, связанные с привлечением к ответственности за оскорбление чести, достоинства и деловой репутации.
В этом постановлении четко и ясно прописано, что сообщение о деянии, носящем признаки преступления, в правоохранительных органах не может быть оценено как экстремистское. И правильно рязанские журналисты написали, что данный текст перед публикацией был направлен в правоохранительные органы и остался без ответа.
Кстати, они могли бы этого и не упоминать: ст 140 УПК РФ ясно определяет, что публикация в СМИ приравнивается к сообщению о преступлении в правоохранительные органы. Так что журналисты были абсолютно в своем праве.
Иными словами, возбудить уголовное дело против журналистов рязанские следственные органы имели право. Но лишь после всесторонней доследственной проверки фактов, изложенных в статье и вынесения постановлении о возбуждении — или отказе от возбуждения — уголовного дела против упомянутых в материале милиционеров.