Как сообщают в Минобороны РФ, обломки разбившегося во вторник в 13.45 бомбардировщика Су-24 найдены в 38 километрах юго-восточнее Воронежа, у села Рогачевка Новоусманского района. Авария произошла во время выполнения учебно-тренировочного полета. Летчики успели катапультироваться, их подобрал поисково-спасательный отряд. Жизни экипажа сейчас ничего не угрожает. Для расследования причин происшествия на место авиакатастрофы выехала специальная комиссия военно-воздушных сил.
С вопросом о возможных причинах произошедшего мы обратились к заслуженному летчику-испытателю, Герою Советского Союза Александру Щербакову:
— Я проводил испытания на Су-24 в 1974 году, катапультировался с него. Тогда были некоторые недоработки, но связаны они были с «болезнью роста» машины. К настоящему моменту этот самолет доведен до совершенства. Никаких скрытых дефектов нет, система безопасности отличная. Считать устаревшим Су-24 нельзя. Этот самолет имеет высокую боевую эффективность, и может использоваться для ядерных ударов. Отказ системы управления в данном случае маловероятен, так как машина эксплуатируется давно. Возможно, подвели приборы. Если летчики пилотировали в облаках, ориентируясь по приборам, и в какой-то момент отказал авиагоризонт, то экипаж мог потерять пространственные ориентиры — самолет начал падать. Надо иметь в виду и низкую квалификацию нынешних пилотов. Они как музыканты или спортсмены должны быть всегда в деле, чтобы не потерять форму. Если происходят длительные перерывы в полетах, то никакие заслуги летчика, богатый предыдущий опыт его не спасут.
В строю Су-24 больше 35 лет. В момент его принятия на вооружение — в 1973-м показатели аварийности машины составляли 5−6 падений в год. В основном подводила техника. Со временем, недоделки конструкторам удалось устранить. Однако даже в 1998 году, по заявлению тогдашнего заместителя главкома ВВС России Виктора Кота, Су-24 являлся самым аварийно-опасным летательным аппаратом боевой авиации вооруженных сил страны. Тем не менее, именно этот тип бомбардировщиков участвовал в параде на Красной площади, состоявшемся 9 мая 2008 года. В ВВС России насчитывается около 800 таких машин различных модификаций, из них 350 — в авиации ВМФ. По статистике, за последнее десятилетие самолет терпел крушение 12 раз.
Справка:
Бомбардировщик Су-24 был создан в 1960-е годы в ОКБ самого универсального авиаконструктора П.О.Сухого. Прототип самолёта Т6−2И поднялся в воздух 17 января 1970 г. Пилотировал машину В.С.Ильюшин.
Серийное производство машины началось на Новосибирском авиапроизводственном объединении, где в декабре 1971 г. взлетел головной серийный Су-24, являвшийся 7 прототипом. В 1972 г. он был принят на вооружение ВВС СССР, а в конце 1974 года первые Су-24 начали поступать в строевые части. Выпуск продолжался до 1993 г. и было построено около 1200 самолётов различных модификаций. На западе Су-24 стал известен под названием «Грузовик с бомбами».
Су-24 предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеорологических условиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей в режиме ручного и автоматического управления. На Су-24 применили специальную аппаратуру, позволяющую ему производить полет с огибанием рельефа местности на высоте 200 метров со скоростью 1320 км/ч. Возможность такого полета значительно повысила выживаемость самолета в бою.
В 1983 был принят на вооружение Су-24М. С 1985 г. на вооружение стала поступать модификация Су-24МК, имеющая новое бортовое электронное оборудование и систему дозаправки в воздухе. В конце 80-х годов была создана новая модификация самолета в варианте тактического разведчика. Самолет получил обозначение Су-24МР.
К моменту распада СССР самолёты всех модификаций состояли на вооружении как ВВС, так и ВМС. С образованием СНГ машины нашли применение в ВВС Азербайджана, Беларуси, Таджикистана (кратковременно и, надо полагать, чисто номинально), Узбекистана, Украины, ВВС и ВМС России. В ВВС России насчитывается около 800 Су-24 различных модификаций, из них 350 машин в авиации ВМФ. В настоящее время Су-24М планируется заменить на самолет аналогичного назначения Су-27ИБ. На начало 1993 года в составе ВВС России находилось 540 самолётов Су-24. Кроме того, Су-24МК поставлялись в Алжир, Ирак, Иран, Ливию и Сирию.
Конструкция
Су-24 — это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полёте стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.
Конструкция цельнометаллическая, используются в основном алюминиевые, а также титановый и магниевый сплавы. Кабина герметическая вентиляционного типа — с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полёта. Лётчик и штурман расположены рядом, один возле другого. Створки фонаря открываются назад — в стороны. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К-36Д/ДМ.
Шасси самолета трехстоечное, убираемое, с двухскатными колесами. Конструкция шасси позволяет использовать самолет как с бетонных аэродромов, так и с грунтовых полос. В отличии от большинства самолетов на Су-24 применена кабина с поперечным размещением пилотов. Размещение летчиков «плечом к плечу» позволило значительно снизить утомляемость в длительном полете и улучшить взаимодействие. Кабина оснащена катапультируемыми креслами класса 0−0.
Су-24 оборудован системой дозаправки в воздухе. Самолет построен по классической схеме, и представляет собой высокоплан с крылом изменяемой геометрии. Крыло самолета имеет мощную механизацию, включающую предкрылки, выдвижные двухщелевые закрылки и интерцепторы.
В качестве силовой установки применены ТРДДФ АЛ-21Ф3 с тягой по 7800 кГс на нормальном режиме работы и 11200 кГс — на форсированном.
Для уменьшения пробега Су-24 оснащен тормозным парашютом.
Поворотные консоли крыла имеют 4 фиксированных угла стреловидности по передней кромке: 16, 35, 45 и 69°. Неподвижный центроплан имеет стреловидность по передней кромке 69°. Горизонтальное оперение — цельноповоротное.
Система управления полётом бустерная, необратимой схемы, с жёсткой проводкой к дифференциальному стабилизатору и рулю направления. Интерцепторы — с электродистанционным управлением.
Целевое оборудование
Су-24 оборудован современным электронным оборудованием, включающим в себя мощную БЦВМ. На Су-24 впервые установлена прицельно-навигационная система «Пума», в состав которой входит 13 подсистем: импульсно-допплеровский радиолокатор переднего обзора (РПО) «Орион-А», радиолокатор предупреждения о столкновении (РПС), радиолокационная командная линия (РКЛ) «Дельта ВМТ-6» для применения управляемых ракет, пеленгатор «Филин-Н», бортовая цифровая вычислительная система (БЦВС) и др.
На Су-24 устанавливалась прицельно-навигационная система ПНС-24. На Су-24М стоит её усовершенствованный вариант — ПНС-24М «Тигр» в состав которой входят также 13 подсистем,