18+
вторник, 27 сентября
Общество

Разбившийся Су-24 — самая опасная машина ВВС

Однако летчик, испытывавший бомбардировщик, считает: под Воронежем самолет упал скорее всего из-за ошибки пилотов

  
558

Как сообщают в Минобороны РФ, обломки разбившегося во вторник в 13.45 бомбардировщика Су-24 найдены в 38 километрах юго-восточнее Воронежа, у села Рогачевка Новоусманского района. Авария произошла во время выполнения учебно-тренировочного полета. Летчики успели катапультироваться, их подобрал поисково-спасательный отряд. Жизни экипажа сейчас ничего не угрожает. Для расследования причин происшествия на место авиакатастрофы выехала специальная комиссия военно-воздушных сил.

С вопросом о возможных причинах произошедшего мы обратились к заслуженному летчику-испытателю, Герою Советского Союза Александру Щербакову:

— Я проводил испытания на Су-24 в 1974 году, катапультировался с него. Тогда были некоторые недоработки, но связаны они были с «болезнью роста» машины. К настоящему моменту этот самолет доведен до совершенства. Никаких скрытых дефектов нет, система безопасности отличная. Считать устаревшим Су-24 нельзя. Этот самолет имеет высокую боевую эффективность, и может использоваться для ядерных ударов. Отказ системы управления в данном случае маловероятен, так как машина эксплуатируется давно. Возможно, подвели приборы. Если летчики пилотировали в облаках, ориентируясь по приборам, и в какой-то момент отказал авиагоризонт, то экипаж мог потерять пространственные ориентиры — самолет начал падать. Надо иметь в виду и низкую квалификацию нынешних пилотов. Они как музыканты или спортсмены должны быть всегда в деле, чтобы не потерять форму. Если происходят длительные перерывы в полетах, то никакие заслуги летчика, богатый предыдущий опыт его не спасут.

В строю Су-24 больше 35 лет. В момент его принятия на вооружение — в 1973-м показатели аварийности машины составляли 5−6 падений в год. В основном подводила техника. Со временем, недоделки конструкторам удалось устранить. Однако даже в 1998 году, по заявлению тогдашнего заместителя главкома ВВС России Виктора Кота, Су-24 являлся самым аварийно-опасным летательным аппаратом боевой авиации вооруженных сил страны. Тем не менее, именно этот тип бомбардировщиков участвовал в параде на Красной площади, состоявшемся 9 мая 2008 года. В ВВС России насчитывается около 800 таких машин различных модификаций, из них 350 — в авиации ВМФ. По статистике, за последнее десятилетие самолет терпел крушение 12 раз.

Справка:

Бомбардировщик Су-24 был создан в 1960-е годы в ОКБ самого универсального авиаконструктора П.О.Сухого. Прототип самолёта Т6−2И поднялся в воздух 17 января 1970 г. Пилотировал машину В.С.Ильюшин.

Серийное производство машины началось на Новосибирском авиапроизводственном объединении, где в декабре 1971 г. взлетел головной серийный Су-24, являвшийся 7 прототипом. В 1972 г. он был принят на вооружение ВВС СССР, а в конце 1974 года первые Су-24 начали поступать в строевые части. Выпуск продолжался до 1993 г. и было построено около 1200 самолётов различных модификаций. На западе Су-24 стал известен под названием «Грузовик с бомбами».

Су-24 предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеорологических условиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей в режиме ручного и автоматического управления. На Су-24 применили специальную аппаратуру, позволяющую ему производить полет с огибанием рельефа местности на высоте 200 метров со скоростью 1320 км/ч. Возможность такого полета значительно повысила выживаемость самолета в бою.

В 1983 был принят на вооружение Су-24М. С 1985 г. на вооружение стала поступать модификация Су-24МК, имеющая новое бортовое электронное оборудование и систему дозаправки в воздухе. В конце 80-х годов была создана новая модификация самолета в варианте тактического разведчика. Самолет получил обозначение Су-24МР.

К моменту распада СССР самолёты всех модификаций состояли на вооружении как ВВС, так и ВМС. С образованием СНГ машины нашли применение в ВВС Азербайджана, Беларуси, Таджикистана (кратковременно и, надо полагать, чисто номинально), Узбекистана, Украины, ВВС и ВМС России. В ВВС России насчитывается около 800 Су-24 различных модификаций, из них 350 машин в авиации ВМФ. В настоящее время Су-24М планируется заменить на самолет аналогичного назначения Су-27ИБ. На начало 1993 года в составе ВВС России находилось 540 самолётов Су-24. Кроме того, Су-24МК поставлялись в Алжир, Ирак, Иран, Ливию и Сирию.

Конструкция

Су-24 — это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полёте стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.

Конструкция цельнометаллическая, используются в основном алюминиевые, а также титановый и магниевый сплавы. Кабина герметическая вентиляционного типа — с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полёта. Лётчик и штурман расположены рядом, один возле другого. Створки фонаря открываются назад — в стороны. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К-36Д/ДМ.

Шасси самолета трехстоечное, убираемое, с двухскатными колесами. Конструкция шасси позволяет использовать самолет как с бетонных аэродромов, так и с грунтовых полос. В отличии от большинства самолетов на Су-24 применена кабина с поперечным размещением пилотов. Размещение летчиков «плечом к плечу» позволило значительно снизить утомляемость в длительном полете и улучшить взаимодействие. Кабина оснащена катапультируемыми креслами класса 0−0.

Су-24 оборудован системой дозаправки в воздухе. Самолет построен по классической схеме, и представляет собой высокоплан с крылом изменяемой геометрии. Крыло самолета имеет мощную механизацию, включающую предкрылки, выдвижные двухщелевые закрылки и интерцепторы.

В качестве силовой установки применены ТРДДФ АЛ-21Ф3 с тягой по 7800 кГс на нормальном режиме работы и 11200 кГс — на форсированном.

Для уменьшения пробега Су-24 оснащен тормозным парашютом.

Поворотные консоли крыла имеют 4 фиксированных угла стреловидности по передней кромке: 16, 35, 45 и 69°. Неподвижный центроплан имеет стреловидность по передней кромке 69°. Горизонтальное оперение — цельноповоротное.

Система управления полётом бустерная, необратимой схемы, с жёсткой проводкой к дифференциальному стабилизатору и рулю направления. Интерцепторы — с электродистанционным управлением.

Целевое оборудование

Су-24 оборудован современным электронным оборудованием, включающим в себя мощную БЦВМ. На Су-24 впервые установлена прицельно-навигационная система «Пума», в состав которой входит 13 подсистем: импульсно-допплеровский радиолокатор переднего обзора (РПО) «Орион-А», радиолокатор предупреждения о столкновении (РПС), радиолокационная командная линия (РКЛ) «Дельта ВМТ-6» для применения управляемых ракет, пеленгатор «Филин-Н», бортовая цифровая вычислительная система (БЦВС) и др.

На Су-24 устанавливалась прицельно-навигационная система ПНС-24. На Су-24М стоит её усовершенствованный вариант — ПНС-24М «Тигр» в состав которой входят также 13 подсистем, в т. ч.: импульсно-допплеровская РЛС «Орион-А», РЛС следования рельефу местности «Рельеф», оптико-электронная (лазерно-телевизионная) прицельная система «Кайра-24» для наведения УР, контейнерная станция обнаружения источников радиолокационного излучения «Фантасмогория» и др. Имеющаяся система управления вооружением СУО-1−6М сопряжена с бортовым цифровым вычислителем Ц8У-10−058К. Самолёты также оснащены БКО «Карпаты», включающим в себя станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15, теплопеленгатор ЛО-82, станцию постановки активных помех СПС-161, устройство отстрела диполей и термоловушек АПП-50, блок управления. (При подготовке справки использовались данные airbase.ru)

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
Миртесен
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье