9 июня на заседание Совета Федерации был приглашен министр обороны Анатолий Сердюков для разъяснения проблем, возникших в ходе так называемой армейской реформы.
В феврале прошлого года министр обороны уже представлял доклад на данную тему. Тогда нижняя палата парламента страны в целом одобрила подходы минобороны к реформированию Вооруженных сил. А президент РФ Дмитрий Медведев даже отметил, что задача по выходу на перспективный боевой состав Вооруженных сил была выполнена: штатная численность военнослужащих доведена до одного миллиона человек. Минобороны была поставлена следующая задача — довести ежегодное обновление вооружения и военной техники в среднем до 9−11% в год, что якобы позволит к 2020 году поднять долю современных образцов вооружения до 70%.
По прошествии года, стало очевидным, что большинство армейских проблем в результате реформы только обострились. Например, обнаруживается беспрецедентная кадровая неразбириха. Первый заместитель начальника главного управления кадров Минобороны контр-адмирал Петр Антипин недавно заявил, что в связи с сокращением штатной численности офицеров в армии и на флоте до 150 тысяч человек, на сегодняшний день свыше 40 тысяч офицеров не имеют штатных должностей и находятся в распоряжении командования. Еще 5 тысяч офицеров поставлены на сержантские должности. Подобная недальновидность с реформированием офицерского состава, по мнению Антипина, может через пару лет обернуться тем, что на командные должности в ротах и батареях, во взводах, в боевых группах надводных и подводных кораблей просто некого будет ставить.
Еще хуже ситуация с рядовым и сержантским составом. Министерство обороны вынуждено признаться, что программа перехода на контрактную армию не выполняется. По данным Центра военного прогнозирования, с 2003 по 2007 год на контрактный принцип комплектования должны были перевести 155,3 тыс. военнослужащих частей постоянной боевой готовности в морской пехоте, ВДВ, Сухопутных войсках, в экипажах атомных подлодок со стратегическими ракетами на борту (всего 131,6 тыс. человек), а также части Пограничных, Внутренних и Железнодорожных войск, ФАПСИ и Спецстроя России (еще 23,7 тыс. человек).
Вместо 131,6 тыс. солдат и сержантов, за четыре года еле набрали только 79 тыс. человек. Но и те в большинстве случаев не в состоянии нормально служить. Рост преступлений среди этой категории военнослужащих составляет 11,3%. В частях постоянной боевой готовности — 21,7%. Преобладающими правонарушениями среди них стали уклонения от воинской службы (28% тех, кто бросается в бега), бесчинства по отношению к местному населению, бытовое пьянство.
Трещит по швам программа перевооружения армии. Парк боевой техники имеет не более 10% современных образцов. Пополнение почти нулевое. Прежняя программа перевооружения армии (на 2009−2015 годы) приказала долго жить. Сейчас разрабатывается новая российская госпрограмма вооружений на 2011−2020 годы, на которую планируется затратить 13 трлн. руб. Об этом недавно заявил временно исполняющий обязанности начальника вооружений минобороны России генерал-лейтенант Олег Фролов. При этом выделяемые средства, по словам Фролова, способны с трудом обеспечить развитие только стратегических ядерных сил, противовоздушной обороны и авиации. А Сухопутные войска, флот будут иметь недостаточное финансирование для покупок современной техники и оружия.
Члены Совета Федерации подготовиля для Сердюкова 30 «острых» вопросов. Но он умело сглаживал углы. Главный прием остался неизменным — точными мазками рисовать прекрасное завтра, уходя от сегодняшней «неприглядности». Все будет хорошо, успокаивал министр. Контрактники? Найдем! Их число в российских Вооруженных силах увеличится в ходе реформирования примерно в 1,5 раза, сообщил Сердюков и добавил еще бодрее: «В будущем их доля будет возрастать, для этого есть возможности. В перспективе число контрактников возрастет до 200−250 тысяч человек». При этом, по его словам, для военнослужащих-контрактников будут созданы все условия, чтобы они могли выполнять свои обязанности, как настоящие профессионалы.
Трудно понять, как это соотнести с недавним заявлением начальника генштаба Николая Макарова, который публично признал, что реформа, подразумевающая переход к профессиональной армии, провалилась? «А мы и не переходим на контрактную основу. Допущено было очень много ошибок, и та задача, которая ставилась − построение профессиональной армии, решена не была. Поэтому было принято решение, что служба по призыву должна остаться в армии… Более того, призыв мы увеличиваем, а контрактную часть уменьшаем», — заявил Макаров. Кому верить?
Оптимизмом пылали и заверения о перевооружении армии, правда, опять же преобладало упование на будущее время, причем очень далекое.
А вот что касается сегодняшнего дня, Сердюков предложил еще несколько разрушительных реформаторских инициатив. Например, он высказал идею сокращения Черноморского флота, который впрочем и так доведен до минимального количества моряков — всего 24 тысячи (около 200 тысяч в советское время). Еще более мудрое решение огласил Сердюков по поводу военных городков. Они будут ликвидированы практически все. Сегодня их насчитывается более восьми тысяч. После реформы останется всего 184. Сейчас в минобороны идет творческий поиск схем передачи этих городков в иную собственность. Поскольку первые аукционы провалены, в военном ведомстве прорабатывают возможность безвозмездной передачи имущества. Вот где можно развернуться взяткодателям! Да и взяткобрателям тоже.
И не важно, что в военных городках живут семьи военнослужащих. Их же пообещали обеспечить сертификатами, а с этими бумажками будет тепло и уютно даже в шалаше.
Горькие пилюли Сердюков подсластил решениями, которые предположительно должны как бользам пролиться на души патриотов и государственников. Он, например, заявил: «Суворовские училища будут сохранены. Мы увеличим их численность, в этом году создается президентское кадетское училище». Как известно, почти два года минобороны пыталось уничтожить эти «рассадники патриотизма», но мощные протесты офицерской общественности (в основном, отставников) не позволили этого сделать. И вот теперь — поблажка. Правда, минобороны в данном случае промолчал о том, что суть Суворовских училищ будет все-таки выхолощена. Месяцем раньше он рассказывал журналистам, как собирается реформировать эти «непрофильные» учреждения: «Настало время пересмотреть концепцию таких училищ. Сегодня они — часть социального пакета военнослужащих, особенно офицеров и их семей, которые должны иметь возможность дать детям качественное образование и воспитание. Таким образом, в эту концепцию закладывается демилитаризация суворовских училищ: они превращаются в учебные заведения, отличие которых заключается в первую очередь в высоком качестве обучения и круглосуточном пребывании воспитанников».
Другая ложка меда в бочку с дегтем — Сердюков не поддержал идею откупа от службы в армии за 1 млн руб., предложенную депутатами от ЛДПР. «Даже если теоретически представить, что мы согласимся, это вызовет ряд других вопросов. У нас другая задача», — сказал минобороны. Хотя вполне можно предположить, что спектакль с откупом за миллион был разыгран специально перед «Правительственным часом» для предоставления возможности Сердюкову хотя бы в чем-то показать себя депутатам с «лучшей стороны».
Вобщем, Сердюков опять выкрутился. Тем не менее, по оценке главы Совета Федерации Сергея Миронова, «у сенаторов осталась неудовлетворенность по ряду вопросов».