Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
16 июня 2010 15:25

Мэрия Москвы взяла курс на «русский город»

Мигрантам хотят запретить резать баранов и говорить не по-русски

52

Власти столицы представили публике проект концепции межнациональных отношений в Москве. Этот проект вкратце описал в интервью «Российской газете» глава департамента межрегиональных связей и национальной политики столичного правительства Михаил Соломенцев. Чиновник подчеркнул, что мэрия сейчас работает над тем, чтобы предложения Москвы были одобрены и на федеральном уровне.

Вот краткий список того, что предлагает москвичам мэрия в лице Михаила Соломенцева-младшего, внука одного из могущественнейших советских чиновников. Во-первых, совместно с представителями национальных диаспор в Москве разработают «Кодекс москвича» — писаный свод правил поведения в городе. «Пока существуют неписаные правила, которых обязаны придерживаться жители нашего города, — отмечает чиновник. — Например, не резать барана во дворе, не жарить шашлык на балконе, не ходить по городу в национальной одежде, разговаривать по-русски…

А в ближайшее время мы хотим разработать свод правил, которые помогут быстрее освоиться приезжим, которые остаются в Москве на постоянное место жительства. Разработку их мы предложили начать самим московским диаспорам. Когда получим их предложения, пригласим ученых, и в итоге будет выработан, образно говоря, кодекс москвича. Приезжает человек, а ему земляки дают книжку: посмотри, почитай, что здесь принято, а что не принято".

Другой пункт программы, не менее важный, состоит в коррекции миграционного законодательства. Кстати, за федеральную законодательную инициативу по этому поводу уже проголосовали депутаты Мосгордумы. Речь о том, что, по предложению столичного правительства, квоты на мигрантов нужно делать адресными — чтобы за каждого въезжающего в Россию трудового мигранта персонально отвечал тот или иной работодатель, который бы и гарантировал его занятость и предоставлял рабочую визу.

Вот как комментирует ситуацию Соломенцев: «Гастарбайтеров в Москве и в самом деле очень много, гораздо больше, чем нужно городу. Отсюда беспокойство постоянно проживающего населения, доходящее порой до фобий перед чужими — с незнакомым укладом, неизвестными традициями. Но это вина не столичных властей. Это в основном следствие неправильной государственной миграционной политики. Москва добилась, чтобы ей вдвое снизили квоты на привлечение гастарбайтеров — с полумиллиона до 250 тысяч. Дальше она предлагала возложить ответственность за них на работодателей и ряд других мер.

Госдума же с 1 января 2011 года, напротив, вводит патенты на право заниматься трудовой деятельностью, хотя Мосгордума посылала на этот законопроект отрицательный отзыв. Купит теперь любой иностранец патент за тысячу рублей, и неважно — работает он или занимается грабежами, никто его не имеет права тронуть. У него «легальный» въездной билет в Россию. Минфин России, таким образом, конечно, получит дополнительный ручеек денег в бюджет. Но стабильности стране такой порядок не добавит. А уж в том, что Москву ждет еще больший наплыв приезжих, можно не сомневаться. И это при том, что уже сейчас до половины преступлений в городе совершается приезжими. Надо срочно корректировать федеральное миграционное законодательство".

Оба эти пункта уже несколько лет значатся в программе московского правительства. Так, еще в 2007 году тогдашний глава департамента межрегиональных связей и национальной политики, а ныне префект ЦАО Алексей Александров в интервью автору статьи упоминал и о кодексе поведения москвича, запрещающего «резать барашка во дворе и жарить шашлык на балконах», и о необходимости адресных квот на трудовых мигрантов. Тем не менее, оба этих проекта пока остаются проектами.


Однако нынешнее выступление Михаила Соломенцева все-таки содержит некоторую принципиальную новизну. Во-первых, чиновник едва ли не впервые в новейшей истории Москвы назвал столицу «русским городом». Это зафиксировано в недавно принятой концепции национальной политики и межэтнических отношений. «Москва — город, жизненный уклад которого базируется на русских культуре и традициях, сложившихся веками, и все, кто приезжает сюда жить, должны с этим считаться», — отметил в интервью Соломенцев.

Второе новшество — это радикальная перемена отношения к этнокультурному компоненту в некоторых московских школах. Мэрия, как оказалось, больше не одобряет изучения родного языка и традиций в рамках общего образования. «Образовательные программы в школах должны быть одинаковыми для всех, — заявил Соломенцев. — А вот кружок, на который ребенок придет изучать родной язык, изучать народные танцы и так далее — уже после уроков и, возможно, на другой площадке. Для этого в столице существует большое количество учреждений дополнительного образования. Надо их активно использовать для этого».

Эти два пункта, а также то, что указанная Концепция все-таки принята после многолетнего обсуждения и подготовки — недвусмысленно демонстрируют, что отношение столичных властей к национальному вопросу изменилось достаточно радикально. Правительство, вслед за правыми политическими движениями, выразило озабоченность по отношению к иноэтническим мигрантам, стало видеть в миграции реальную проблему. Или, по крайней мере, обозначило ее.

«Этому может быть как минимум две причины, — полагает политолог Станислав Белковский. — Первая — более высокого порядка — то, что мэрия Москвы ищет социальную базу, опору среди москвичей, тем более, что у нынешней команды сейчас положение весьма шаткое. Дело в том, что отношение москвичей к мигрантам, которое еще пять-шесть лет назад не было таким острым, сейчас очень напряженное. И сегодня позиция «Москва — русский город» вполне может прибавить мэру популярности.

Ну, а вторая причина может быть в том, что после кризиса Москве просто не нужно такое количество дешевой и бесправной рабочей силы из Центральной Азии. И сейчас неплохо бы этих гастарбайтеров, пользуясь таким поводом, куда-нибудь депортировать без выходного пособия, без социальных гарантий и т. п.

Что же касается действенности «кодексов москвича» и тому подобных документов, то обычно такие нормы работают только если они неписанные, и есть кому принуждать к их соблюдению. А так — кто будет выполнять инструкции, за неисполнение которых не назначено наказания, если самые натуральные законы, с четко прописанными санкциями, игнорируются? «

Впрочем, общественность пока что присматривается — насколько этот яркий жест московского правительства может быть признаком реальной перемены политики, ведь раньше как раз московские чиновники были одними из первопроходцев массового завоза в Москву трудовых мигрантов.

«Господи! Неужели это правда?, — пишет в своем блоге публицист-консерватор Егор Холмогоров. — Неужели это всерьез? Неужели Соломенцев сегодня к вечеру не будет валяться в ногах перед диаспорами и объяснять, что его неправильно поняли? Неужели никто из федерального правительства не станет сообщать, что оно категорически не приветствует подход московских властей? Москва — русский город; школы с этнокомпонентом — нафиг… Это слишком хорошо, чтобы быть правдой! «

Другие общественники уже сейчас указывают на возможные подводные камни этого решения. Так, один из активных представителей московской армянской диаспоры в Сети опасается, что вместе с «агрессивными» национальными меньшинствами столицы под удар попадут и вполне интегрированные и традиционные диаспоры:

«По-видимому, скоро закроют в Москве школы с этническим компонентом, и детям будет негде учить армянский язык. Их в Москве 10, плюс две воскресные школы. Останутся, видимо эти последние — при церкви и при посольстве. Во всех странах, даже в Болгарии, в каждом городе с армянской диаспорой есть обычная болгарская школа с факультативами по нашей истории и языку.

А в России их может не стать. Понятно, что документ изначально направлен не на нас, а на русских кавказцев, потому что именно они не умеют себя вести (ну и соседи еще). Но коснется всех, и нас в том числе. Возможно, документ вообще не примут. Возможно примут, но школы не тронут. Возможно, примут во внимание нашу легендарную законопослушность и немного пощадят… не так больно прирежут. Но дело ведь не в этом, совсем не в этом".


Между тем, Москва в своей истории уже сталкивалась с необходимостью интегрировать значительные массы мигрантов. В разные периоды истории России власти, отвечавшие за порядок в городе, применяли разные методы воздействия: от комендантского часа (XVII век) и строгого паспортного режима (времена Российской Империи) до сочетания того и другого в годы Великой Отечественной войны, когда беженцев в Москве было особенно много.

При этом традиционным для Москвы во все времена являлся не национальный, а социальный подход к приезжим. Так, татарская и грузинская аристократия в Москве пользовалась достаточно привилегированным положением (в плане места, выделяемого для расселения, отношений с правоохранителями, уважения к обычаям), как и приезжие из Европы (Немецкая слобода, польские кварталы в Грузинах и др.). Татарские мещане, выходцы из сел, устраивались дворниками и пользовались известным уважением, подобно русским выходцам из Кимр, тачавшим сапоги. А вот люди деклассированные, кто бы по национальности они ни были, всегда находились под подозрением со стороны полиции.

Так же понимали дело и московские обыватели. Кварталы Хитровки или Грачевки добропорядочные москвичи обходили стороной, не обращая внимание на национальность тамошних обитателей — достаточно было знать, что в этих местах могут убить или ограбить. Хотя, при этом, известная воровская специализация по национальностям существовала — скажем, наиболее квалифицированными взломщиками одно время считались поляки. Когда же милиция при советской власти «выжгла каленым железом» Хитровку и Сухаревку — правоохранители опять же действовали не по национальному, а по социальному принципу: устранить всех, кто угрожал общественному порядку.

Что касается «окультуривания» приезжих из сельских местностей, какой бы национальности они ни были, то, если верить бытописателям старой Москвы, происходило оно без каких-либо циркуляров со стороны городского начальства. Работали два основных правила: во-первых, сделать в Москве хорошую карьеру, не став предварительно похожим на москвича, всегда было затруднительно. А во-вторых, не говорящие по-русски и нарушающие общественный порядок люди попадали в поле зрения полиции и подвергались прессингу своих же диаспор, не желающих, чтобы из-за отдельных «трудновоспитуемых» представителей ложилась тень на всех представителей этой национальности в Москве.

В принципе, оба этих правила работают и сейчас — но с очевидными затруднениями. Во-первых, в отсутствие внятных социальных лифтов карьеру многие делают неформальным способом — внутри тех же диаспор, а для этого язык и московские манеры уже не нужны. А во-вторых — в столице не всегда есть четкие законы, формулирующие понятие «общественного порядка».

Например, если говорить о закалывании барашков для шашлыка во дворах домов, в Москве в 2009 году были отменены как устаревшие все постановления Моссовета, регламентирующие содержание в городе скота. Так что, на иной взгляд, режущие барашка мигранты сейчас ничего не нарушают…

Фото: zyalt.livejournal.com

Последние новости
Цитаты
Александр Снегуров

Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, кавалер медали «Патриот России», профессор МГПУ

Михаил Гинзбург

Диетолог, психотерапевт, доктор медицинских наук

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня