Федеральная служба безопасности разработала (ФСБ) проект приказа, утверждающего систему работы с добровольными сообщениями граждан и размер вознаграждений за информацию. Суммы выплат должны учитывать меру личного участия граждан в борьбе с терроризмом, а также получение «значимых результатов» этой борьбы, говорится в проекте приказа, опубликованном на сайте ведомства.
Чтобы претендовать на вознаграждение, гражданин должен не только лично участвовать «в содействии», но и предоставить «федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему борьбу с терроризмом», достоверную информацию. Таковой считаются «данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства или места пребывания физического лица (группы лиц), которая непосредственно привела к его (ее) выявлению и задержанию».
Сообщение о готовящемся террористическом акте, помимо прочего, должно обязательно привести «к выявлению, предупреждению (предотвращению) либо пресечению террористического акта».
Насколько приказ о стукачах облегчит жизнь ФСБ, рассуждает заместитель председателя Комитета ГД по безопасности Геннадий Гудков.
«СП»: — Геннадий Владимирович, своим приказом ФСБ легализует существующую практику работы с осведомителями?
— Давайте не путать божий дар с яичницей. У ФСБ были и остаются оперативные источники, которые постоянно сотрудничают с органами. Эти люди стоят на особо секретном учете, и к счастью для нашей разведки и контрразведки, расшифровок этих людей практически не происходило — по крайней мере, по причине утечки учетных данных. Учет такой агентуры — святая святых работы органов. До сих пор эта работа ведется вручную — это и позволяет избежать утечек.
Такие агенты денег, как правило, не получают, а если получают — совершенно смешные суммы. Работают они, как правило, на идейной основе, или исходя из того, что могут уповать на какую-то поддержку в некоторых ситуациях.
Такая агентура была, есть и будет, пока существуют разные государства, и между ними есть государственные секреты. Это и есть осведомители ФСБ, но работу с ними этот приказ как раз не затрагивает.
В приказе речь идет о людях, которые добровольно пришли в ФСБ с сообщением о террористах или готовящемся теракте. Это не осведомители, а граждане, которым попала в руки некоторая информация, интересная органам. Приказ говорит как раз об этих добровольных помощниках.
«СП»: — Раньше им платили за такую помощь?
— Редко. Бывали какие-то премии, иногда награждали медалями, жали руки. Но мировая практика говорит о том, что людям, которые содействуют в раскрытии особо опасных преступлений, деньги платят.
«СП»: — Большие деньги?
— Иногда — огромные, не просто большие. Давайте хотя бы возьмем награду, которую Сенат США объявил за поимку Бен Ладена — 50 миллионов долларов. Есть поощрения и за поимку других террористов. Такая практика существует и в полиции, и в спецслужбах. Не все люди идейные. Кто-то и меркантилен.
«СП»: — Насколько проект приказа ФСБ актуален?
— Мы строим, все-таки, публичное государство. В любом случае, это элемент открытости и честности со стороны органов: да, такая практика есть, но имейте в виду — платить будем только за реальную информацию об экстремистских преступлениях, которые наиболее сильно расшатывают государство. С точки зрения логики — все правильно.
«СП»: — Если приказ подпишет Бортников, это приведет к качественому скачку в работе по предотвращению терактов?
— Может, это не приведет к скачку. Но если люди будут знать, что существует такая возможность — это неплохо. Даже если это на 10% увеличит активность граждан, это уже большое дело.
Другое мнение
Александр Черкасов, член правления «Мемориал»:
— Речь в приказе идет не об агентурной сети, которая работает на регулярных основаниях, а о простых гражданах. Вообще говоря, это тот случай, когда мотивация должна быть немного другая. Гражданин, если он имеет информацию о теракте, должен сообщать о ней тут же — на уровне рефлекса. Очевидно, что на такой рефлекс, на словосочетание «гражданский долг», у нас не очено рассчитывают.
Есть вопросы по процедуре взаимодействия гражданина с органами. Понятно, что многое в получении вознаграждения зависит от того, как оформлена в оперативных материалах его информация. Речь о том, насколько будет акцентировано предоставление информации конкретным человеком — так, чтобы из оперативных донесений следовало, что он подлежит награждению. Это трудно четко определить — та информация была предоставлена, или нет.
Видимо, в приказе речь идет о людях, которые находятся во враждебной среде — среди тех, кого называют пособнической базой терриристов. Можно точно сказать, что человек, который сообщает информацию в таких условиях, сильно рискует. Он нарушает кодекс молчания. Вопрос, будет ли он рисковать, если нет четких гарантий, что деньги заплатят.
В этой ситуации есть темные места. Очевидно, что человек, предоставляющий информацию ФСБ, с момента подачи заявления вступает во взаимодействие с органами. И непонятно, во что это может вылиться. Можно вспомнить дело на излете «Народной Воли», когда полковник жандармерии Георгий Судейкин через своего агента, одного из лидеров тогдашней «Народной Воли» Дегаева, пытался организовать покушение на высокопоставленную особу для получения диктаторских полномочий. Другая известная история — когда Евно Азеф, основной агент царской охранки в боевой организации эсеров и одновременно глава этой организации, сдавал своих товарищей охранке и организовывал успешные теракты. В частности, он готовил теракт против государя-императора.
Эти две сущности — спецслужбы и террористоческое подполье — находятся в очень тесной связи. И опубликование этого приказа лишний раз напоминает об этой важной теме, о которой думают слишком мало. Достаточно вспомнить, что после «Норд-Оста» следствие, проведенное в Северной Остетии, выявило, что один из боевиков был осведомителем УБОПа, его пытались «разыграть», а в итоге переиграл всех Басаев.
Контртеррор у нас в последние десять лет стал главным методом управления страной. Чтобы ситуация нормализовалась, нужно эту область каким-то образом регулировать. Как именно — я сходу сказать не могу. Это предельно закрытая область, и тут нужно хорошо думать. Хотя бы в этом смысле публикация приказа ФСБ — момент положительный.
Из проекта приказа «О денежном вознаграждении лиц, оказывающих содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт»
1. Выплачивать по решению руководителей федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, лиц,
исполняющих их обязанности, или первых заместителей указанных руководителей денежное вознаграждение лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт (далее — лица, оказывающие содействие).
Расходование денежных средств на выплату денежного вознаграждения лицам, оказывающим содействие, осуществлять при условии обеспеченности необходимыми бюджетными средствами, предусмотренными на оперативно-разыскную деятельность федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом.
2. Установить, что конкретные размеры денежного вознаграждения лицам, оказывающих содействие, определяются (устанавливаются) с учетом меры их личного участия в данном содействии и полученных значимых результатов в борьбе с терроризмом.
3. Определить, что основанием для выплаты денежного вознаграждения лицу, оказывающему содействие, являются его личное участие в содействии, полученные значимые результаты в борьбе с терроризмом, а также предоставление им федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему борьбу с терроризмом:
— достоверной информации о физическом лице (группе лиц), подготавливающем, совершающем или совершившим террористический акт (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства или места пребывания физического лица (группы лиц), которая непосредственно привела к его (ее) выявлению и задержанию;
— своевременного сообщения о готовящемся террористическом акте, которое непосредственно привело к выявлению, предупреждению (предотвращению) либо пресечению террористического акта;
— достоверных сведений в отношении сил, средств, приемов и методов совершения террористического акта, которые непосредственно помогли в раскрытии и расследовании террористического акта;
— другой важной информации, способствовавшей выявлению, предупреждению (предотвращению), пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта.
4. Механизм реализации порядка выплат, предусмотренного пунктом 1 настоящего приказа, регламентируется в пределах установленных полномочий федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими борьбу с терроризмом.