Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
25 июня 2010 14:30

Остров ржавого генерала

Катастрофа вертолета Ка-60 «Касатка» — это следствие деградации не только ВПК, но и всей Системы

95

24 июня в Подмосковье рухнул военно-транспортный вертолет Ка-60 «Касатка». Рухнул он во время испытательного полета, во время которого должен был сниматься рекламный ролик. Ролик, как утверждают некоторые СМИ, разработчики из бюро Камова хотели продемонстрировать потенциальным покупателям своей чудо-машины. Прежде всего, иностранным.

Вообще же, катастрофы в российской авиации происходят регулярно, и очередным падением никого не удивишь. Но здесь есть одна деталь, которая показывает, почему российские самолеты и вертолеты так не вовремя падают. Вот краткая история Ка-60. Начали его разработку еще в первой половине 80-х годов. Первый пробный полет машина совершила в 1998 году. За прошедшие 12 лет было выпущено не то два опытных образца машины, не то якобы семь. На вооружение армии военно-транспортный вертолет, которым первоначально предлагалось заменить Ми-2 и Ми-4 (а потом и Ми-8), до сих пор не поступил, несмотря на многочисленные обещания. Не удалось запустить вертолет и в серийное производство. Правда, готовились вроде бы в этом году, во что мало верится. И теперь у многострадального вертолета катастрофа.

Вообще же в мировой авиации удлинение сроков разработки летательных аппаратов — дело стандартное. Например, создание единого европейского военно-транспортного самолета было запланировано еще в 1982 году. Потом это дело отложили. Лишь в начале 2000-х годов было принято решение о его производстве. Первый полет турбовинтового А400М, который строил концерн Airbus, был запланирован на январь 2008 года, в реальности же состоялся спустя почти два года — в декабре 2009 года. До сих пор этот самолет не в серийном производстве и, скажем так, далек от него.

Другой пример — успешный боевой вертолет. Для вертолета AH-64 «Апач» США потребовалось почти 11 лет — с 1972 по 1983 годы, чтобы пройти все этапы от начала разработки до войсковых испытаний и начала серийного производства. При этом процесс поставки в армию растянулся еще на несколько лет. Примечательно, что первый серийный вертолет был выпущен лишь в 1983 году после почти 8 лет с момента первого полета прототипа. И все эти 8 лет над машиной серьезной работали.

Не редки случаи, когда уже в ходе разработки выяснялось, что машина, собственно говоря, и не нужна. Конкретный случай — многоцелевой вертолет RAH-66 «Команч», который создавали совместно Boeing и Sikorsky. В 1991 году был представлен прототип машины, с которой команда разработчиков и выиграла конкурс, тестовые полеты прошли в 1996—1998 годах, а начало серийного производства было запланировано на 2006 год. Но в 2004 году армия США отказалась от машины — дорогая игрушка стала не нужна. США вообще стали делать в последние 5−7 лет ставку на гиперзвуковые и беспилотные аппараты, способные наносить точные и молниеносные удары. И к радости российских патриотов, уверенных в преимуществах конкурента «Команча» — Ка-50 «Черная акула», американская машина далее проекта не пошла.

Собственно на этом примере видно, что военно-промышленный комплекс, прежде всего авиация — это сложнейшая и интеллектуальная индустрия. Боевая машина создается здесь не для очковтирательства, а для боя. Современный самолет пятого поколения, который в России якобы уже в каком-то виде существует, создается не для того, чтобы выписывать мертвые петли и делать бочки на парадах. И не для банального сравнения по ТТХ с вероятными противниками. Каждая машина встраивается в ту или иную концепцию представления о военном конфликте, в созданную под нее структуру вооруженных сил и методики применения.

В России никакой концепции современной войны не существует. Это не беда наших политиков или генералов, поскольку для такой концепции нужен все-таки интеллектуальный труд, которого требовать от них невозможно. На примере мимолетной войны с ничтожной в военном плане Грузией весь мир убедился в этом.

Поэтому смысл и цель разработки той же «Касатки» уже давно устарели. Нет уже СССР, нет противостояния с агрессивным блоком НАТО, в страны которого российские элитарии активно вкладывают свои миллиарды. Но это лишь одна сторона медали. Подумаешь, нет концепции войны. Нет понимания, с кем воевать, как воевать, чем воевать и, наконец, зачем воевать. Это мелочи. Главное, нужно оружие. Согласимся.

Вторая сторона медали более прозаична. Невозможно иметь в дикой, примитивной, коррумпированной и ориентированной лишь на сырьевой экспорт экономике такую интеллектуальную отрасль как развитый военно-промышленный комплекс. Не получается. Есть, конечно, пример Северной Кореи, которая за счет колоссального напряжения ресурсов, тотального обнищания населения и при прямой помощи ряда иностранных государств добилась успехов в ракетостроении и атомной энергетике. Это, заметим, при ВВП в размере 3% от уровня соседки — Южной Кореи. Но ведь зачем воевать с КНДР, если ей достаточно перекрыть поставки продовольственной помощи? Кстати, в Пхеньяне это понимают, и потому срочно создают ядерное оружие — будет хоть чем-то удерживать мировую общественность от такого негуманного шага.

В целом же мировой опыт свидетельствует прямо — примитивные общества и экономики не «тянут» высокие технологии. И здесь крушение недоделанного вертолета Ка-60 выглядит вполне логичным. И даже ожидаемым.

Например, «великая энергетическая держава» пытается уже 12 лет создать «универсальную» ракету морского и сухопутного базирования «Булава». Итог усилий: из 12 запусков 6 признаны полностью неудачными, два — частично. Сотни миллионов долларов — если не миллиарды — истрачены впустую. Предшественник «Булавы» — ракета «Барк» начала разрабатываться еще в 80-х годах, но за 14 лет так и не совершила ни одного успешного полета. Между прочим, под эти ракеты, которых нет, спроектированы и строятся подводные лодки типа «Борей» (одна из них — «Юрий Долгорукий» уже даже почти готова). Можно, конечно, предаться излюбленному спору наших знатоков, сравнив «Юрий Долгорукий» по ТТХ с американскими «Огайо», да только у США их 14 в строю и вооружены они ракетами, которые нормально летают.

С этим «летанием» постоянные накладки. В ноябре 2008 года президент Медведев пригрозил США размещением тактических ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области. Российское чудо-оружие сразит супостата, вздумавшего в Польше и Чехии поставить батареи своих агрессивных зенитных комплексов «Пэтриот». Прошло два года. Первая американская батарея уже появилась в польском городке Моронг, буквально в 70 километрах от Калининградского анклава. А где же российские «Искандеры»? Правильный ответ — их нет, и не было. Точнее, в 60-м Учебном центре в Капустином яру в Астраханской области есть две установки, несущие 4 ракеты.

При этом на 2010 год Дмитрий Медведев обещал в послании Федеральному собранию закупить 5 этих комплексов. Еще раньше обещалось вооружить «Искандерами» сразу несколько дивизионов. А вообще этот комплекс начали разрабатывать в 1986 году, он является целиком советской разработкой конца 70-х-начала 80-х годов, и до сих пор для него нет запланированной ракеты Р-500 (хотя о ее успешных испытаниях громогласно трубил официоз еще в 2007 году).

Впрочем, авиация и ракетное оружие, действительно, вещи сложные. Могут летать, а могут не летать. Хуже всего с людьми. Если ракету можно мурыжить по 30 лет и она по-прежнему в «разработке», то люди так долго не выдерживают. Меня поразило одно в истории катастрофы Ка-60 — это возраст летчиков-испытателей. Да, они опытные профессионалы, не спорю. Но только одному 57, а второму — 59 лет.

* Автор — главный редактор информационного агентства InterRight.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня