18+
среда, 28 сентября
Общество

Геенна огненная в отдельно взятой деревне

Сначала колодец, потом поле — так монастырь отбирает имущество у селян

  
105

Деревни Жуки (ее еще называют Сорокино) находится в двух километрах от Святогорского монастыря (того, где могила Пушкина), недалеко от Михайловского заповедника. Вот эти самые «псковские дали» из тихого, идиллически живописного места превратились в место нешуточного раздора.

Деревенька совсем маленькая, несколько домов оставшихся местных жителей, да дачники, которые приезжают сюда на лето из Петербурга. Вера Игнатьева и ее муж Саша — фермеры, самые зажиточные в округе. У них большое по местным меркам хозяйство: несколько гектаров земли, два трактора, коровы, овцы, куры, сад, крепкий, справный дом. Воду берут из колодца. Но с недавних пор вот этот колодец-то и стал источником нервного напряжения.

Он расположен в низине, рядом с родником, который издавна славился на всю округу. Вода в роднике удивительно вкусная, холодная, чистейшая. Лет десять назад местные жители скинулись и недалеко от колодца, на пригорке, построили небольшую деревянную часовню. Что-то хотелось им сделать для Бога, сотворившего такое чудо.

Но недавно вокруг колодца началась какая-то странная суета. Рассказывает Вера Игнатьева:

— Из Святогорского монастыря стали приезжать священники, ходили вокруг колодца, что-то высматривали, потом местные чиновники появились с какими-то бумагами. Мы стали спрашивать, что они ищут? А они говорят, что собираются колодец с родником огородить, освятить, возить сюда паломников, воду разливать в бутылки и продавать. Как же так, говорим? Это ж наш колодец, всю жизнь к нему ходим, триста лет, как деревеньку тут построили, рядом с родником-то! А мы где будем воду брать?

А вы себе новый колодец выроете, говорят священники с чиновниками.

«СП»: — Но земля-то принадлежит деревне?

— То-то и оно. Земля наша, по всем документам. Начались у нас собрания, сходы… Чиновники из администрации Пушкинских Гор прячут глаза, а священники заявляют: вода тут святая, чудотворная, и часовня тут стоит, значит, и земля святая, и колодец тоже святой. Мы говорим: никакой он не святой, вода вкусная — да, но никаких чудес сроду не бывало.

«СП»: — А что священники?

— Что ни неделя — кто-то из них приезжает, деревенских собирает, баламутит, уговаривает землю отдать. Да мы уже и отдали.

«СП»: — Как отдали? Когда?

— 15 июня сход решил отдать им землю под часовней, раз они говорят, что земля им так нужна. Ну, чтобы им в воздухе не висеть, как они говорят. Мы устали от этих собраний и ссор, нам ведь особо болтать-то некогда, вот и сейчас я с вами долго говорить не могу — в поле работы много.

«СП»: - Вера, вы хоть понимаете, что часовня вполне может находиться и на вашей, деревенской земле? Вы им ничего не должны.

— Вы знаете, мы этим попам в лицо сказали про рейдерский захват. И тут игумен Святогорского монастыря Макарий и священник церкви Казанской Божьей Матери Михаил сказали, что мы против Бога, и Бог нас накажет, что мы попадем в ад. А я им говорю: еще неизвестно, кого Бог сильнее-то накажет. Мы не против Бога, мы не хотим, чтобы у нас отбирали колодец. А церковь должна не проклинать, а молиться и прощать, а не о продаже воды заботиться. Люди в деревне перессорились, бабушки плачут, боятся геенны огненной. Ну, вот и отдали землю. Так они теперь грозятся поле отнять.

«СП»: — Какое поле?

— То, где мы коров пасем. Макарий так и говорит: ваших коров с поля уберем, поле наше будет.

«СП»: — А велико ли поле?

— 80 соток земли.

«СП»: — Ничего себе! И вы согласны им все отдать?

— Мы не согласны, но как нам быть? Я этих монастырских вообще боюсь. Там люди есть такие страшные! Ведь после чего мы о колодце забеспокоились? Увидели, как монахи голые в нашем роднике купаются. Они там в двух метрах от колодца купальню себе устроили. И вот смотрим: голые монахи плещутся. Тут и ужас нас охватил. А потом они пошли к нашему старосте чай пить.

«СП»: — Послушайте, Вера, может быть, надо было у них как-то узнать, что они затевают там на самом деле?

— Так попы ничего толком не говорят. Мы у них спрашивали: на какое дело? Может, мы и так отдадим. А они ничего не говорят, кроме того, что надо отдать и все. Проговорились про купель, да про паломников. А если мы не согласны, так пугают страшным судом.

Они нам говорят: вам будет свободный доступ к колодцу. Но мы этому не верим. Возят они на эту купальню паломников из монастыря, там молятся, фотографируются, а потом говорят, что деревенские с ними молятся. А никто из наших с ними никогда не молился.

Рассудить спор крестьян и клерикалов согласился протоиерей Российской Православной автономной Церкви (РПАЦ) Алексий Лебедев, настоятель прихода преподобномученицы Марии Гатчинской в Санкт-Петербурге.

— Почему часовня-то должна быть под приходом? Ну, это же бред, — удивился о.Алексий. — Ее поставила деревня на свои деньги — и все, пусть стоит, она деревенская. Раньше в каждой деревне стояли такие часовни.

«СП»: — Вот меня тоже это смутило. Но церковники говорят о том, что часовня должна обязательно кому-то принадлежать. Какому-то ведомству?

— Похоже, что местные батюшки пытаются навязать жителям деревни ту картину мира, которую они сами себе представляют справедливой: что им все и вся что-то должны. В Успенском Святогорском монастыре в Пушкинских горах, клирики которого фигурируют в истории с колодцем, я был в последний раз в 2005 году. Меня тогда еще удивило, что в храме, рядом с которым Пушкин похоронен, в приделе с освященным алтарем — книжная лавка, а Царские врата и иконостас заставлен стеллажами с книгами на продажу. И они там торговали! Меня это неприятно покоробило.

«СП»: — Но ведь церковная лавка в каждой церкви есть…

— Но не возле алтаря с иконостасом, где совершается бескровная жертва! Это кощунственно! Торговцы в храме — помните, что сделал с ними Христос? А то, что сейчас они делают в деревне Жуки, это антирелигиозная пропаганда в худшем виде. Они отобьют любой интерес к религии больше, чем коммунисты в свое время. Я считаю, что они просто сознательно пользуются административным ресурсом и юридической неграмотностью населения и действуют нагло, как госструктуры. Открыто и цинично людям показывают, что души прихожан священников не интересуют, а только их имущество.

«СП»: — Землю под часовней, как мне удалось выяснить, уже отняли. Недавно сельский сход решил отдать им эту землю, «чтобы они не висели в воздухе».

— И эти священнослужители еще называют сельчан плохими христианами!

«СП»: — А как в старое, дореволюционное время создавались монастырские владения?

— Обычно — жертвователями. При этом еще в 15 веке Русская Церковь серьезно обсуждала вопрос о том, владеть ли монастырям землями. Речь идет о известном споре нестяжателей и иосифлян. Св. Нил Сорский, духовный глава нестяжателей, считал, что жить монастыри должны от своих трудов, а не владеть землями. А св. игумен. Иосиф Волоцкий, по имени которого и появились «иосифляне», хотя и был сторонником монастырского землевладения, жил очень аскетично, сам работал и на поле, и в коровнике, от монастырских имений кормил разоренных неурожаем крестьян. Современные монастырские насельники готовы идти на конфликт с целой деревней, лишь бы получить собственность. Вот что самое печальное. Это просто слепок с того, что происходит в Московской патриархии в глобальном масштабе. Причем, они сами видят неудачи своей миссии: двадцать лет золотили купола у тысяч храмов, а оказалось, что христианская по статистике страна лидирует по алкоголизму, наркомании, коррупции, лжи и т. д.

К сожалению, комментариев от служащих епархии и монастыря получить не удалось.

Информационная служба Псковской епархии неприветливо отвечает визжащим звуком факса. Прежде чем включить этот же звук по телефону Святогорского монастыря, автоответчик сообщает: «в настоящее время мы не можем вам ответить». Тем не менее, «Свободная пресса» готова предоставить слово пастырям Московской патриархии.

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Манойло

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
Миртесен
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье