Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
2 июля 2010 16:06

Силовики увидели способ блокады Москвы

А губернатор Громов советует миновать пробки на Ленинградке на вертолете

53

Главная автотранспортная новость этой недели в России — гигантская пробка на Ленинградском шоссе возле Москвы из-за аварийного путепровода. В ночь с 1 на 2 июля количество открытых для движения полос путепровода над путями Октябрьской железной дороги на 24-м километре Ленинградки увеличилось с 1 до 2 в каждую сторону. Однако гигантская пробка, практически круглосуточно существующая на шоссе и распространившаяся на все окрестные дороги, так и не рассосалась.

«Путепровод — действительно открыли, — рассказал „СП“ Алексей, таксист, базирующийся у станции метро „Речной вокзал“. — Но пробка никуда не делась: как начиналась два дня назад прямо от метро, так и сейчас начинается. Добраться до Шереметьева — если повезет, можно „Речного“ за полтора часа. Раньше ничего не гарантирую».

По словам Алексея, основной фактор, создающий затор — светофор и бетонные надолбы у поста ДПС на пересечении Ленинградки и МКАДа. «Сейчас пробка там ровно потому, что гаишники постоянно зажигают красный светофор», — утверждает таксист. По его словам, съезды с МКАДа в область тоже не разблокировали. «Наверное, хотят ограничить поток грузовиков, — полагает Алексей. — Но грузовики на Питер пойдут по-любому, как ни закрывай. Проезд найдут».

Облегчение, которое принесло разблокирование путепровода — лишь незначительное, отмечает Арсен, диспетчер маршруток «Москва — Зеленоград». «Стало, может быть, только чуть полегче. До всей этой истории с мостом мы первый рейс отправляли из Зеленограда в 6 утра, в пол-седьмого были уже у метро. Сегодня были в 7−15, разница все-таки существенная. Сколько машина по времени едет в 11 утра — это вообще как придется. Только что вот приехал водитель, в пути был 2 часа».

Дальние автобусы, как и грузовые фуры, уже пошли в обход гиблого места — наматывая лишние километры и теряя по нескольку часов в пробках. Как рассказал обозревателю «СП» Виталий, водитель автобуса «Москва — Санкт-Петербург», сейчас многие транспортники едут через «бетонку» А107 на соседние — Дмитровское и Волоколамское шоссе. «Для нас закрытие путепровода стало немного шоком, — говорит Виталий. — Мы частная компания, поэтому нас, конечно, никто заранее не известил. Но даже если бы мы знали — не отменять же рейсы совсем. А хороших объездов нет. Мы едем через „бетонку“ до Дмитровского шоссе, но это тоже постоянные пробки. Время в пути увеличилось на 2−3 часа. А усталость вообще несравнимая: 2 часа в пробке на жаре — это как 5 часов по трассе».

Сами инспекторы ДПС, дежурящие на «проблемном» пересечении Ленинградки и МКАДа, заявляют, что делают всё возможное для облегчения ситуации, но наличных ресурсов явно недостаточно. «Сейчас мы пытаемся создать равномерный поток, чтобы в Химках и на подступах к аварийному путепроводу не скапливались пробки, — рассказал „СП“ инспектор ДПС Алексей. — В Химках сужена дорога, областное руководство не хочет ее расширять, поэтому пробки здесь всегда. Но в те дни, когда путепровод закрывали, конечно, было что-то особенное».

Еще одна задача, поставленная гаишникам — регулировать грузовое движение, сказал Алексей: «Те грузовики, что пытаются пройти на Ленинградку — мы направляем на МКАД, в обход аварийного путепровода».

В целом ситуация вокруг Ленинградского шоссе в Химках сложилась неутешительная, и говорить о скором ее исправлении не приходится. Сейчас, после блокирования поворота с МКАД и запрета грузового движения по этой части магистрали М10, «пробкоопасными» стали Дмитровское, Пятницкое, Новосходненское шоссе, прилегающие к ним участки обеих «бетонок» А107 и А108, все дороги местного значения в районе аэропорта Шереметьево, Зеленограда, Химок и Куркина.

Отголоски коллапса на Ленинградке чувствуются даже на Волоколамском, Новорижском и Ярославском шоссе — судя по радиопереговорам дальнобойщиков в СВ-диапазоне, многие фуры по «бетонке» А107 направляются с питерского направления на Ярославское, добавляя себе около 50−60 километров перепробега.

При этом даже по оптимистичным заявлениям властей, путепровод полностью откроют (в том числе для грузового движения) не ранее 1 октября. Судя по тому, что сейчас никаких работ на путепроводе по-прежнему не ведется, эти сроки будут отодвинуты — и, возможно, не один раз. Транспортный коллапс на дороге в Санкт-Петербург и аэропорт Шереметьево на ближайшие месяцы станет привычным.


Интересно, что в реакции представителей власти на создавшуюся обстановку — реакции, кстати сказать, достаточно быстрой и уместной — звучат довольно непривычные нотки. Так, губернатор Московской области Борис Громов, отвечая на вопросы журналистов об автомобильных заторах в регионе, посоветовал автолюбителям для решения этой проблемы пересаживаться на личные вертолеты, сообщает РИА «Новости».

"Я летаю на вертолете. Вам тоже надо покупать вертолеты вместо машин, дороги не нужны", — сказал Громов. По словам главы Подмосковья, на данный момент в частном пользовании в Московской области находится около 400 вертолетов.

Такая фраза, заставляющая вспомнить знаменитое изречение «Нет хлеба — пусть едят пирожные!», приписываемое королеве Марии-Антуанетте, может быть просто попыткой отшутиться, а может быть и осознанным цинизмом. Так шутить можно и от слабости, и от абсолютной уверенности в себе и своем положении. И некоторые факты заставляют подозревать именно второй вариант.

«Всё, ребята, не дергайтесь — если что, до Шереметьева никто не доберется!» — шуточка того же сорта, но чуть погрубее, в исполнении инспектора ДПС на Ленинградке. Конечно, речь не о том, что в силовых органах назревает переворот, в результате которого какой-то части российского общества придется срочно удирать в направлении аэропорта. Но — нарочно ли, нечаянно ли — казус Ленинградки явился своеобразной «бета-версией» довольно многообещающей технологии, которая потенциально может сильно изменить нашу жизнь.

В конце 90-х — начале 2000-х годов, в начале президентства Владимира Путина, Россия покрылась сетью милицейских блокпостов — вместо стандартных будочек ГАИ были возведены мощные и местами солидно укрепленные сооружения с бетонными надолбами и часто с поголовной проверкой документов проезжающих. Яркими примерами этого могут служить посты на границах Московской области — причем не только на Каширском и Симеропольском шоссе, где можно ожидать реальной угрозы с Кавказа, но и на мирном Ярославском (Торбеевский пост имеет очень дурную славу у дальнобойщиков).

Сейчас большинство этих постов «спит» или работает вполсилы, многие помещения малых постов уже сданы в аренду бизнесменам или проданы. Но значит ли это, что государство отказалось от идеи контроля перемещения граждан?

Пример пробки на Ленинградке показывает, что в руках властей (в том числе региональных) и силовиков появился куда более изящный и мощный инструмент работы с транспортом. Закрытие ключевого путепровода «по техническим причинам» — есть ли на самом деле такие причины или их нет — гарантированно отрезает жителям мегаполиса возможность доехать в нужном направлении в сжатые сроки. Конечно, можно добраться и поездом — но поезд дальнего следования означает потерю анонимности, что в случае политических активистов может быть решающим фактором.

Во многом инструмент «пробки» даже предпочтительнее, чем торможение «проблемных» автомобилей и автобусов на блокпостах. Предположим, что где-нибудь под Питером образовалось очередное Пикалево. Или Кондопога. Или, наоборот, беспорядки начались в самой столице, и на подмогу одной из сторон выехали люди из регионов.

В таком случае, чтобы перекрыть этот поток людей с помощью блокпостов, потребуются массовые задержания — а это резко переводит ситуацию в ранг чрезвычайной. К тому же, активисты могут ехать не на своих машинах — тогда выловить их из потока на постах становится проблематично. С помощью же искусственно созданных пробок поток перекрывается куда надежнее и без лишних скандалов.

Любой крупный российский город, к которому ведут 1−2 федеральные магистрали, можно обездвижить таким образом. Даже Москву — единственный полноценный транспортный узел в России — таким способом можно перекрыть легко и непринужденно. Для этого нужно обездвижить всего несколько путепроводов.

Ленинградское шоссе — тот самый путепровод, который частично перекрыт сейчас. Новорижское шоссе — несколько мостов и путепроводов, которые находятся в состоянии хронического ремонта. Минское шоссе — путепровод в районе Одинцова. Киевское шоссе — один из путепроводов перед поворотом на аэропорт Внуково. Симферопольское шоссе — путепроводы в районе Подольского поста ДПС. Каширское шоссе — путепроводы на пересечении М4 и «старой Каширки» в Домодедове. Люберцы, Балашиха и Мытищи — во всех трех городах и так хронические пробки, малейшее осложнение обстановки сделает заторы непреодолимыми.

Учитывая качество дорожно-мостового строительства последнего времени, для объявления этих мостов аварийными часто не нужно никаких диверсий. Все, что требуется для закрытия любого из шоссе — комиссия, которая оценит состояние конструкций и выдаст предписание для немедленного перекрытия движения. И блокада любого российского города, включая Москву, обеспечена. Просто, надежно и никакой ответственности за задержания и блокирование. Этакие постмодернистские инновационные запоры. То есть заторы. В общем, никакой разницы. Москвичи, готовьтесь к блокаде.

Фото: Александр Попов russos.livejournal.com

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня