Разразившаяся в США шпионская истерия побудила нас обратиться к специалистам по вопросам безопасности с просьбой прокомментировать сообщения СМИ на эту тему, и разъяснить многие несуразности и нестыковки в полыхающем скандале. Вот как оценили происходящее наши собеседники.
По их мнению, ФБР издавна практикует «подвод» своих сотрудников к подозреваемым лицам под видом иностранных разведчиков из тех стран, на которые, по мнению этого ведомства, подозреваемые могли бы согласиться работать. Либо направляют фальшивые «вербовочные письма» от представителей этих государств. По сути, это провокация по втягиванию граждан в противоправную деятельность против США, даже если «объект» изначально таких намерений не имел. Обычно американские контрразведчики проявляют настойчивость в склонении «неустойчивых» лиц к реальной измене.
Например, по сообщениям южноафриканских газет, несколько лет назад, ФБР направило письма трем американцам якобы от имени министра разведывательных служб ЮАР Ронни Касрилса с предложением работать на его ведомство. Несмотря на нелепость самой формы этого вербовочного подхода, граждане США дали своё согласие, за что очутились в тюрьме. Подвод своего сотрудника от имени российской разведки американцы использовали и с некоторыми нашими агентами. Этот приём применяли потому, что имена агентов стали известны ФБР от предателей, а проводимые контрразведкой мероприятия не давали оснований для обвинений в разведывательной деятельности.
Поэтому вполне логично предположить, что исчезнувший с Кипра член «шпионской группы» Кристофер Метсос (иногда его фамилию пишут как Мецос), несколько лет назад, являясь кадровым сотрудником ФБР, был подведён к одному из будущих «шпионов» для проверки его лояльности. Действовал фэбээровец без изысков — предложил сотрудничать с российской разведкой за деньги. Возможно, проверяемый в тот момент остро нуждался в деньгах и не устоял перед соблазнительным предложением. Обычно в таких случаях американцы сразу (или почти сразу) арестовывают изменника. В этот же раз они выжидали около 10 лет. Это признак того, что с самого начала преследовалась цель создать «русскую шпионскую группу», которую следовало держать на поводке до «лучших времён» и вытащить, как зайца из шляпы фокусника, когда того потребуют обстоятельства.
Чтобы эффект «разоблачения» был особенно громким, состав группы за несколько лет нарастили до несуразных размеров, что ясно любому профессионалу. Вербовали всех, кто соглашался поиграть в «бондов». Этим и объясняется разношёрстный состав группы, отсутствие у них реальных разведывательных возможностей, а также удалённость большинства из них от объектов разведывательного проникновения.
Отдельная тема — жанр, в котором формулировались задания из Центра. Самое точное определение — это пародия в духе знаменитой сатиры Грэма Грина «Наш человек в Гаване». Во-первых, тексты «телеграмм из Москвы» не соответствуют стилистике обычного русского языка, а уж тем более оперативного языка (он предельно лаконичен и в нём много устоявшихся штампов). Во-вторых, никогда в заданиях агенту не пишется полное название штаб-квартиры (это нужно было фэбээровцам, чтобы доказать в суде, что псевдоагенты точно знали, с кем они сотрудничают).
В-третьих, агентам никогда не запрещают покупать недвижимость, наоборот, это приветствуется. Но её никогда не требуют регистрировать на Центр. Как можно зарегистрировать купленный нелегалом дом на иностранную разведку? В-четвёртых, никому в голову не придёт давать задание агенту узнать котировки золота и перспективы его рынка. Для этого достаточно открыть Интернет. В-пятых, телеграммы никогда не заканчивают дурацким напоминанием «после прочтения уничтожить». Уж лучше бы воспользовались юмором сотрудников разведки: «перед прочтением съесть!» Достаточно?
Теперь о той лёгкости, с которой ФБР получила доступ к агентурным шифрам. Как видно из СМИ, всю группу снабдил средствами связи именно её руководитель Кристофер Метсос. Для этого он якобы 10 раз выезжал в Москву, откуда привозил специальные ноутбуки с шифраторами. На самом деле никуда этот господин не ездил! Получал спецтехнику в оперативно-техническом управлении ФБР и передавал своим «агентам». Вот и читали американцы шифртелеграммы в обе стороны и хохотали над «русскими агентами». Да ещё и доказательную базу формировали.
Несколько слов об операциях «агентов». Ну, цирковой номер с обменом двух оранжевых чемоданчиков, да ещё и на лестнице железнодорожного перехода, явно проделан для того, чтобы издали лучше зафиксировать «шпионскую» деятельность и приобщить к материалам суда. Да, случается, что деньги иногда закапывают: нужны «обезличенные» наличные. Вот только закапал их всё тот же сотрудник ФБР К.Метсос. Естественно, место было оборудовано видео аппаратурой, а потом со смаком задокументировали действия по их изъятию, так называемыми агентами.
А вот задания «Центра» познакомиться с тем или иным политиком, финансистом или ядерщиком заслуживают пристального внимания уже американской общественности. Это особая форма цинизма и провокации в отношении собственных граждан. Представьте: «русский агент» (в действительности агент ФБР) знакомится с финансистом из ближайшего окружения четы Клинтон. А что, если тот и впрямь «наболтает лишнего» об экс-президенте и действующем госсекретаре? Куда попадёт информация? Прямо в ФБР! При этом ведомство делает вид, что информация ушла в Москву! А это уже компромат на болтуна. Ему можно предложить выбор: или информация дойдёт до супругов Клинтон (когда мы будем судить «русских» агентов), или мы будем иногда обращаться к вам «за консультацией», а этот эпизод уберём из судебных материалов. Можно и просто иметь в запасе компромат на такого человека. Так, операция ФБР по компрометации деятельности российской разведки в США даёт побочный эффект в виде «крючков» на элиту в Вашингтоне.
Думается, что операция долго готовилась ещё и потому, что не имела законченного вида и перспективы успешной, «сенсационной» реализации без реальных граждан России: с российскими паспортами, биографией, с переездом (внедрением!) на Запад, со сменой фамилии и связями с российскими госструктурами или даже спецслужбами. …Идеально на эту роль подходит Анна Кущенко-Чапман. Да ещё и папа-дипломат, наверняка работает бок о бок с разведчиками — вот и воспитание, подходящее для будущей «шпионки»!
Можно не сомневаться, что её выбрали именно из-за профессии отца. Обратите внимание, что западные СМИ буквально демонизируют девушку: и английские спецслужбы начали против неё расследование, теперь это же намерена сделать турецкая контрразведка.
Да, а как же бесконтактная ближняя связь агентши с сотрудником русской миссии в ООН? Во-первых, из сообщений СМИ не ясно, выходили «русские разведчики» из здания самой миссии, из здания ООН или еще откуда? Во-вторых, под видом сотрудников миссии РФ в ООН запросто могли выступать фэбээровцы, а уж подделать номера автомашины вообще не представляет труда. В-третьих, при нынешнем развитии цифрового кино вообще несложно добиться портретного сходства на видеозаписи (вспомните музыкальный видеоклип, в котором люди легко меняют внешность и даже расу).
Кстати, в одном из описываемых эпизодов, сотрудник русской миссии якобы 20 минут стоял с ноутбуком недалеко от кафе, где расположилась шпионка-красавица. Вообще-то трудно представить, чтобы русские дипломаты из ООН, прекрасно осведомленные о навязчивом интересе ФБР к себе, допустили бы такие вещи. Практически любое кафе на Манхеттене находится недалеко от Российского представительства и Анна могла бы столь же успешно направлять передачи с компьютера непосредственно в нашу Миссию. Кроме того, уже лет пятьдесят подобные сеансы связи проводятся в режиме «сверхкороткой передачи». Значит, этот эпизод явно был нужен, чтобы надёжно задокументировать поддержание «шпионской» связи с российским дипломатом.
Ну, а сейчас уже появились и подробности от мужа А.Чапман. Конечно же, он знает, что её папа — сотрудник КГБ и гонял с двумя машинами охраны по Зимбабве. Круче Джеймса Бонда!
Продолжим. На вовлечение двух российских граждан в сеть К. Метсоса, их обучение работе с передающими устройствами, имитацию шпионской деятельности потребовалось около двух лет. Но теперь сеть получилась законченной. И тут грянула обамо-перестройка! Настал час разыграть «шпионскую карту» по-полной! Что и было сделано в виде плевка в спину Президенту РФ. А как изящно министерство юстиции США, куда входит ФБР, подставило своего же Президента. Оказывается, Обама всё знал! Только вот вопрос, было ли это заявление об информированности Обамы о «русской агентуре» согласовано самим с Белым домом? Пока в СМИ такой информации нет. Получается, ФБР решает, что сообщать о Президенте своей страны, а что не следует.
Ну и, наконец, об исчезновении К. Метсоса. Вообще-то, если бы он был кадровым русским разведчиком-нелегалом, американцы бы пожертвовали всей агентурной сетью, лишь бы арестовать одного Метсоса. Разведчик-нелегал — это кладезь информации, если суметь её из него выкачать. Это азы разведки. Американцы же сделали по-другому: дали уйти офицеру-нелегалу, которого якобы 10 лет «пасли», а сеть шелкопёров арестовали. За такую «умелую» работу американской контрразведке надо выставить в качестве оценки даже не двойку, жирный кол!
Совершенно ясно, что так они вывели фэбээровца-провокатора из-под удара по окончании оперативной игры. Не найдут они Метсоса никогда. Будет он ходить уже со своими настоящими документами на работу в ФБР и учить молодых оперативников, «как надо работать».
Итог: эта операция была от начала до конца оперативной игрой ФБР, направленной на решение широкого ряда политических и оперативных задач. В итоге пострадали невиновные, но слабые или запутавшиеся в жизненных обстоятельствах люди. Брошена тень на российско-американскую перезагрузку, опорочена российская разведка, чтобы её источники «вздрогнули» и стали уклоняться от сотрудничества с русскими. В дурацком виде выставлен Президент США. Подсажены на «крючок» некоторые представители американской элиты.