Президент Белоруссии Александр Лукашенко взялся за Интернет. Планомерно уничтожив свободные голоса в прессе и на телевидении, белорусский правитель не добился еще пока только тотального контроля над Сетью. Но и это ненадолго. Уже к 1 сентября, ближе к президентским выборам, цензура будет установлена и там. На сайте так называемого Оперативно-аналитического центра при администрации Лукашенко опубликован текст совместного постановления Оперативно-аналитического центра и Минсвязи «Об утверждении положения о порядке ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами». Иначе как цензуру белорусские эксперты и руководители интернет-СМИ этот документ не воспринимают.
С 1 июля, напомним, заработал президентский указ № 60, согласно которому все сайты, принадлежащие юрлицам, должны находиться только в доменной зоне .BY и на белорусских серверах государственного оператора-монополиста «Белтелеком». Так что теперь на сайтах ничего антигосударственного не разместишь — доступ к твоему СМИ попросту перекроют. В Интернет-кафе теперь можно попасть только по паспорту. А все данные, передаваемые и получаемые с офисных и домашних доменов, хранятся на серверах провайдеров ровно год с момента оказания услуги. Тотальная слежка за всеми — от бизнесменов до простых граждан — так можно охарактеризовать цели появления этого указа. А следить будет не кто-нибудь, а новая силовая структура — оперативно-аналитический центр при президенте. И подчиняется он исключительно президенту. Работает в нем 2500 человек.
Но с 1 сентября начнет работу «цензорное постановление». Текст этого документа уже опубликован. И в нем есть ряд примечательных пунктов. Вот один из них: БелГИЭ составляет список запрещенных сайтов на основании предложений от уполномоченных на это государственных органов. Наряду с милицией и прокуратурой списки будут помогать составлять юрлица, индивидуальные предприниматели и «сознательные граждане». В качестве идентификатора запрещенного интернет-ресурса может выступать IP-адрес. Как будет проходить составление этих списков, догадаться несложно. Заявления от «сознательных» граждан будут либо фабриковаться, либо составляться за них. Широко известен случай: сайт «Белорусского партизана» Павла Шеремета, на котором регулярно рассказывают независимые новости о происходящем в стране, «обидел» партизан-ветеранов. Они даже якобы написали жалобу в президентскую администрацию, в которой говорят, что наличие такого сайта их оскорбляет. Кто хоть иногда думает, поймет, что наши — и российские и белорусские — почтенные ветераны даже не знают, что такой сайт существует. Но это не мешает им «протестовать».
Второй важный пункт документа: блок-лист будет состоять не только из белорусских сайтов, но и зарубежных. Чем не аналог «великого китайского файервола?» Список будет постоянно обновляться и расширяться.
Что также немаловажно, услугу по ограничению доступа по списку БелГИЭ интернет-провайдер может оказывать клиенту только по его просьбе. Исключение составляют государственные органы и организации, а также организации образования, культуры. Им доступ на самые интересные сайты будет закрыт в обязательном порядке. Неужели Лукашенко боится дурного влияния оппозиционных сайтов на собственных чиновников?
Запрещенной к распространению является информация, содержание которой направлено на: «осуществление экстремистской деятельности; незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых, токсических веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; содействие незаконной миграции и торговле людьми; распространение порнографических материалов; пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством». Понятно, что все оппозиционные ресурсы Белоруссии уже весной перестанут работать, а их владельцев будут массово обвинять в экстремизме. К слову, допросы уже начались: журналистов оппозиционных ресурсов регулярно вызывают в управления внутренних дел и прокуратуру.