Через 10 лет после полного открытия для служб возобновленного храма Христа Спасителя на Волхонке собор вновь окружен строительными лесами. На главном храме Московской патриархии меняют медальоны с барельефами: на смену украшениям из белого синтетического материала приходят бронзовые. Автор новой серии барельефов — тот же: мастерская Зураба Церетели.
«Уже около недели храм окружен лесами — рассказала „СП“ Наталия Занегина, сотрудник Института русского языка РАН, расположенного напротив собора. — Уже несколько дней аккуратно снимают белые барельефы, а в понедельник-вторник привезли бронзовые». Проход к храму со стороны Волхонки сейчас закрыт, войти в собор можно лишь со стороны Пречистенской набережной, где работы пока не ведутся.
«Закончится работа на трех стенах, где сейчас леса, — перейдем на четвертую», — объяснил «СП» один из строителей, Алексей. По его словам, единственная трудность в демонтаже пластиковых барельефов — их значительный размер. В остальном снимать их нетрудно, поскольку здание почти новое, крепеж не успел прикипеть.
О том, в какую сумму обошелся «рестайлинг» владельцам храма — правительству Москвы — пока не сообщается. Известно, однако, что в 90-е годы весь комплекс работ по декоративному обустройству собора — то есть и внутренняя отделка, и фонари, и барельефы — обошелся в 1 трлн тогдашних рублей (по курсу сегодняшнего дня около 150 млн долларов).
Известно, что основная официальная цель замены белых барельефов на бронзовые — соблюдение исторической достоверности, по крайней мере, в материалах. Действительно, в отличие от декоративита — синтетического материала, запатентованного мастерской Зураба Церетели, бронза — материал классический и не вызывает упреков в «пластмассовости». Однако бронзовым барельефам до исторической достоверности все равно достаточно далеко, утверждают эксперты.
«В общем-то, конечно, воссозданный храм Христа Спасителя является безусловным новоделом, — сказал в беседе с обозревателем „СП“ краевед Рустам Рахматуллин, координатор движения „Архнадзор“, автор книги „Две Москвы: метафизика столицы“. — Все видели, как он строился». В перестроечные годы — отмечает Рахматуллин — когда храм был «реабилитирован» в общественном мнении, идея о строительстве его точной копии была не единственной и даже не самой популярной.
Было, например, очень интересное предложение архитектора Юрия Селиверстова: выстроить над этим местом гигантский каркас, в память об уничтоженном соборе. «Это могла бы быть очень архитектурно сильная вещь, очень символичная. — полагает краевед. — Но в конце концов было решено все-таки выстроить новодел. И проект был отдан на откуп Михаилу Посохину и Зурабу Церетели».
Что же касается барельефов, то и первые, белые, и нынешние, бронзовые, не являются точными копиями первоначальных украшений храма, подчеркивает Рахматуллин. Изначальные барельефы были белокаменными, многие из них сохранились до сего дня в Донском монастыре. «Почему Церетели не решился выполнять барельефы из белого камня — не знаю, впрочем, он никогда не работает с камнем. Возможно, просто не умеет. Но в любом случае, изначальные барельефы не были повторены ни в 1990-х годах, ни на этот раз — а о том, чтобы использовать сохранившиеся барельефы первого храма, никто даже и не говорил…», — отметил писатель.
Напомним, что храм Христа Спасителя, он же собор Рождества Христова, на Волхонке в его нынешнем виде был выстроен в 1994—1997 годах, а окончательно отделан и полностью освящен на Рождество 2000 года. Его проект, начатый в конце 80-х годов реставратором Алексеем Денисовым, был затем сильно изменен и передан мастерской «Моспроект-2» под руководством Михаила Посохина-младшего.
В отличие от изначального храма по проекту Константина Тона, стоявшего на этом месте до 1931 года, современный собор обладает также мощным стилобатом — цокольным пространством, где располагаются нижний Преображенский храм и различные служебные помещения. В их числе — такие нешаблонные для храма, как гараж и конференц-зал для синодальных собраний.
Место, на котором стоит храм, кажется, обладает особенной несчастливой «аурой»: по распространенной московской легенде, когда с этой площадки выводили Алексеевский женский монастырь, игуменья возгласила: «Быть сему месту пусту!». Действительно, все объекты, которые возводились на этом месте в последующие годы, ожидала трудная судьба. Закладка храма по проекту Константина Тона была произведена в 1837 году, но строительство началось лишь в 1839-м и продолжалось затем до 1883 года — срок, характерный для Средневековья, но чудовищный по меркам XIX века.
Общеизвестна несчастливая судьба первого храма. В 1920-е годы храм был передан т.н. обновленческому синоду — отколовшейся от РПЦ части церкви, лояльной большевикам. Однако в 1931 году храм, как слишком выдающийся по размерам объект, расположенный на слишком выигрышном месте, был закрыт и взорван. Уцелели барельефы собора, хранящиеся в Донском монастыре, и храмовые скамьи, хранившиеся там же до войны, а затем перенесенные на станцию метро «Новокузнецкая», где установлены и по сей день.
Дворец Советов, который планировалось соорудить на месте взорванного храма, начали строить в самом конце 1930-х годов и успели возвести лишь «нулевой цикл» — помешала война, а после нее поиск проекта ДС начался заново. По утверждению некоторых тогдашних инженеров, фундаменты, хоть и уникальной конструкции и выдающегося объема, не могли бы выдержать здание таких чудовищных размеров, как планировалось до войны Борисом Иофаном.
Внутри неудавшихся фундаментов Дворца Советов и на их основе к началу 1960-х годов был выстроен плавательный бассейн «Москва». Для своего времени это была довольно прогрессивная конструкция — а главное, общедоступная. Москвичи среднего и старшего поколения до сих пор вспоминают, как в этом бассейне можно было плавать даже зимой: вода там подогревалась. Эта функция и стала причиной закрытия бассейна в 1990-м году: он начал ветшать и к тому же оказался чудовищно энергозатратным.
Отметим, что проблемы наметились уже и у нынешнего храма Христа Спасителя: в середине 2000-х годов на храме уже производились работы по достройке (были проложены специальные крытые галереи для осмотра панорамы), а к 2007 году стало известно, что фундаменты в нескольких местах дали неравномерную усадку, отчего в стенах храма начали появляться трещины. Вполне возможно, что через одно-два десятилетия — что для собора таких размеров срок крайне короткий — храму Христа Спасителя уже потребуется настоящая реставрация…
Храм Христа Спасителя наших дней — фото автора.