Общество

«Мистрали» себе в убыток

Российские судостроители обвинили минобороны в противоправных действиях по приобретению французских вертолетоносцев

  
12

Руководство судостроительного завода «Янтарь» подало в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) жалобу на минобороны, которое лоббирует интересы Франции в ходе сделки по закупке вертолётоносцев «Мистраль». В частности, в заявлении директора «Янтаря» Игоря Орлова, выдержки из которого 9 июля опубликовала газета «Коммерсант», говорится о том, что министерство обороны, приняв решение обзавестись вертолетоносцами, сразу же исключило из списка возможных исполнителей заказа российских корабелов, хотя они могут спроектировать и построить подобный «Мистралю» корабль. Хуже того, французский вариант принят без проведения какого-либо тендера, даже без хотя бы формальной разработки и публикации условий конкурса.

Как уже сообщала «СП», 1 марта на пресс-конференции в Париже президенты России и Франции Дмитрий Медведев и Николя Саркози заявили о начале эксклюзивных переговоров о поставках в РФ вертолетоносцев «Мистраль». Окончательное решение об этом было принято Россией в апреле 2010 года. Сообщалось, что сделка может быть завершена до конца года, и всего планируется приобрести четыре таких корабля. Якобы уже даже решено, что один из них будет построен на верфи Сен Назер на западе Франции, а остальные — на российских судостроительных заводах в кооперации с французскими партнёрами.

Нужно сказать, что официально минобороны от конкурса никогда не отказывалось, но проводить его явно не собиралось. Например, весной этого года главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил о готовящемся тендере на покупку вертолетоносца. Правда, в числе возможных его участников были названы Франция, Испания и Нидерланды. Россию даже не упомянули. Но никакого тендера не было, решение принималось чисто политически, на уровне Медведев — Саркози.

Справедливости ради нужно сказать, что минобороны хотя в открытую и не заявляло о противодействии политическому решению в данной сфере, но некоторое время пыталось саботировать «французское увлечение» Дмитрия Медведева. Весной из недр минобороны вышла информация о закупке вместо «Мистраля» испанского вертолетоносца «Хуан Карлос».

— Но на самом деле ни тот, ни другой российскому флоту совершенно не нужны, — считает эксперт информационно-аналитического центра «Оружие XXI века» капитан второго ранга Александр Сурпин. — Если Франция располагает многочисленными заморскими территориями, разбросанными от Океании до Карибского бассейна, для поддержания «мира и порядка», в которых как раз и требуются корабли типа «Мистраль», то перед Россией такие задачи не стоят. Зачем же нам тратить деньги на то, что не нужно? Только если для дружбы с Саркози? Дорогая дружба.

От некоторых экспертов можно услышать мнение, что корабли типа «Мистраль» могут потребоваться нам через 10 или 20 лет, когда настанет время интенсивного освоения ресурсов морского дна в отдаленных от берегов России районах Мирового океана. Для этого, мол, мы и приобретаем эту технику, чтобы заполучить технологии, а затем строить такую же самостоятельно.

Однако, по мнению капитана второго ранга Сурпина, такой подход к развитию флота будет иметь печальные последствия для отечественной судостроительной промышленности. Вместо того, чтобы возрождать собственное кораблестроение, будем в условиях кризиса поддерживать французское или испанское? Париж вовсе не жаждет делиться передовыми военными технологиями с Москвой. В интервью газете La Tribune высокопоставленный французский чиновник сказал, что «передача таких технологий может быть относительно ограниченной». Кроме всего прочего, эти корабли просто не нужны нашему ВМФ даже в качестве охранников океанских месторождений будущего. Тут понадобятся корабли совсем другой идеологии.

«СП» уже сообщала, что группа испанских, голландских и немецких конструкторов предложила концепцию «корабля контроля моря» будущего, получившего условное название Valkyrie («Валькирия»). Он представляет собой авианесущий корабль, «крыло» которого состоит из 24 летательных аппаратов: истребителей укороченного взлета и вертикальной посадки, противолодочных, штурмовых и десантных вертолетов. Если продолжать лоббировать интересы французских судостроителей, то и в этой области мы отстанем и будем все больше продавать энергоносителей, чтобы закупать чужую технику и оружие. Руководитель завода «Янтарь», несомненно, прав: нужно срочно сворачивать «французское увлечение» Медведева и переориентироваться на российские проекты.

Та часть генералитета минобороны, которая лоббирует французов, оправдывает свою позицию тем, что, мол, российские корабелы не в состоянии спроектировать и построить корабли типа «Мистраль».

"Между тем корабль, подобный Mistral (полное водоизмещение 21,3 тыс. тонн, длина 199 м, ширина 32 м), способны проектировать и строить ОАО «Невское ПКБ», ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Севмаш» (все три входят в ОСК), а также Балтийский завод (подконтролен Межпромбанку)", — отмечает в своем заявлении в ФАС директор «Янтаря» и добавляет: «Отстранение российских верфей от конкурса является нарушением ст. 15 ФЗ „О защите конкуренции“, а проведение торгов „с созданием преимущественных условий Mistral“ нарушает ст. 17 этого закона». Директор «Янтаря» также указывает на нарушение ст. 6 ФЗ «О гособоронзаказе», поскольку «технические решения, реализованные при проектировании Mistral, не соответствуют требованиям российского ГОСТа».

Аналогичную жалобу на минобороны подало в ФАС и руководство завода «Адмиралтейские верфи», который входит в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Глава совета директоров ОСК вице-премьер Игорь Сечин категорически против покупки Mistral. Возможно, процесс, инициированный руководством «Янтаря», даст положительный результат. Во всяком случае, вице-премьер Сергей Иванов заявил, что в правительстве создается комиссия по покупке Mistral, которую возглавит Игорь Сечин. Некоторые эксперты этот факт назвали «первой аппаратной победой» ОСК. Теперь корпорация готовит юридический удар по антироссийской сделке.

А пока «Янтарь» работает на чужого дядю. В конце июня здесь спущен на воду ракетный фрегат проекта 11356 для ВМС Индии. Ему дано имя «Таркаш» («Колчан»). «Таркаш» — пятый фрегат проекта 11356. Он предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, противокорабельной и противолодочной обороны, защиты от атак средств воздушного нападения. Длина корабля составляет 125 метров, ширина — 15 метров, водоизмещение — 4 тысячи тонн, дальность автономного плавания — 5 тысяч морских миль, экипаж — 220 человек. Четвёртый фрегат этого проекта «Тэг» («Сабля») был спущен на воду на заводе «Янтарь» 27 ноября 2009 года. Нужно подчеркнуть, что проект фрегата разработан Северным проектно-конструкторским бюро, входящим в ОАО «Объединённая судостроительная корпорация». Жаль только, что для российского ВМФ такие корабли практически не выпускаются.

Ранее «Янтарь» являлся одним из важных поставщиков кораблей для Военно-морского флота СССР и России. С 1945 года на нём построены 153 боевых корабля и более 500 судов различного назначения. В числе прочих на «Янтаре» был построен известный сторожевой корабль «Неустрашимый».

В постсоветское время завод, к сожалению, был переключен на зарубежные заказы. Новая Россия построила здесь лишь один корабль — БПК «Ярослав Мудрый» (пр. 11540). Но корабелы хотят работать на оборонную мощь своей страны. И пытаются добиться этого. Странно, что минобороны мешает им в этом.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Алексей Кротов

Почетный строитель города Москвы, член Союза архитекторов России

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня