В разгаре лета в самом центре Москвы разгорелся крупный скандал, скорее всего, имущественного характера. Точнее, не разгорелся, а вышел на поверхность — активизировалась шедшая уже много лет борьба за контроль над Политехническим музеем в Лубянском проезде. 7 июля приказом Минкультуры был отстранен от должности гендиректор музея Гурген Григорян, занимавший эту должность с 1986 года.
Хотя со стороны самого министерства культуры не поступало никаких разъяснений о причинах увольнения Григоряна, сотрудники и некоторые их коллеги из других музеев России уверены, что отстранение директора — еще один ход в борьбе корпорации «Роснано» и лично ее главы Анатолия Чубайса за престижнейшее помещение в центре Москвы.
Сам Гурген Григорян в разговоре с обозревателем «СП» не подтвердил, но и не опроверг эти предположения. Теперь уже бывший директор рассказал о том, как его увольняли и о деталях конфликта между коллективом музея и Фондом развития Политехнического музея, возглавляемым Чубайсом и управляемый менеджерами «Роснано»:
"СП": — Как вы узнали о своем отстранении от должности?
— Мне об этом сообщили утром 7 числа, то есть раньше, чем всем, но не намного. Потом мы собрали коллектив, и о приказе Минкульта объявили уже официально.
«СП" — Окончательно ли решение о вашем увольнении?
— Уже есть официальный приказ министра о моем увольнении и выплате мне трехмесячной зарплаты. Видимо, чтобы не так грустил…
«СП»: — Были ли какие-то переговоры до этого? Вам давали понять, чем именно вы не устраиваете министерство?
— С министерством — я бы даже сказал, что напротив: 20 мая мы говорили в министерстве, и на этом совещании нам жестко поставили задачу: провести красную линию, чтобы не допустить чрезмерного вмешательства фонда «Роснано» в дела музея. У фонда очень большие аппетиты, и это вызывает беспокойство, сказали мне в министерстве. Александр Авдеев лично мне говорил, что доволен работой музея, что хочет отпраздновать мое 75-летие на этом посту и наградит меня орденом. Говорилось о посте президента музея, как о варианте при возможном уходе с поста.
А вот «Роснано» действительно выдвигало некоторые требования. В пятницу 2 июля у меня был разговор с Анатолием Чубайсом, где он дал мне понять: если я хочу, чтобы все было хорошо, то мы должны поменять позицию по вопросу о будущем музея.
«СП»: — Что же они хотят? Речь о дополнительной площадке на окраине Москвы шла и раньше…
— Совершенно верно. Площадка все равно нужна: у нашего музея, как это ни странно, нет ни хорошего хранилища, ни реставрационной базы, ни пространства для крупных экспонатов, ни базы открытых фондов. Для всего этого нужно новое здание. Но изначально планировалось сделать это здание на территории Москвы, хоть и не в центре. А сейчас разговоры идут уже о территории за пределами МКАД.
«СП»: — Может быть, Сколково?
— Да, ходят разговоры и о переносе основной части фондов в Сколково. В том числе. Хотя пока на неофициальном уровне. Вообще, проект «Роснано», как я понимаю, состоит в следующем. Через некоторое время в центре Москвы будет прекрасно отреставрированное и ухоженное здание, которое будет называться Политехнический музей. В нем будет несколько ностальгических экспозиций в стиле: «вот смотрите, какая замечательная штучка! Сто лет назад она работала так-то и так-то». А основное назначение этого здания будет другое: здесь разместится презентационно-выставочный центр, пространство для общения на технические и инновационные темы. Место это будет достаточно гламурное, вместо автобусов со школьниками сюда будут приезжать на неплохих авто… История техники в этих условиях останется лишь на правах некоторого гарнира. А если уж кто-то очень захочет посмотреть на технический музей — то пожалуйте за город…
«СП»: — Долго ли развивался ваш конфликт с «Роснано»?
— Всё начиналось довольно мирно. Фонд пришел к нам, заявляя свое желание вместе с нами работать над перспективой музея. Мы тогда передали им — по доброй воле — множество наших внутренних документов. А потом нам вдруг заявили, что «Роснано» видит свою миссию в аудите деятельности музея, в его санировании. Представьте себе! Я спокойно ответил им тогда: господа, вы не управляющая компания, а наш музей не находится в состоянии банкротства. У нас есть руководство в лице Минкультуры. И вот тут начались трения…
Поймите, я ничего особенного не имею против этого фонда. Но мы с ними находимся несколько в разных системах измерения. Хотя бы по бюджетам. Средняя зарплата наших сотрудников — средняя, подчеркиваю! — около 12−13 тысяч рублей. В «Роснано» — тоже среди сотрудников, не топ-менеджеров — 120−150 тысяч. В обоих случаях речь о бюджетных деньгах.
Поэтому, когда нам говорят о том, что мы не добиваемся какой-то особенной высокой эффективности — нужно делать скидку на то, насколько нам непросто работать. У нас с такими зарплатами люди просто теряются — те, кто был настоящими патриотами Политехнического, уже уходят — кто на пенсию, кто вообще из жизни. А молодежь при таком положении в музее к нам не идет. И вот, глядя на средний уровень зарплат в «Роснано», я думаю, что они не имеют морального права говорить о том, что мы плохо работаем за те деньги, что выделяют нам.
«СП»: — Как же музей оказался в таком бедственном положении?
— Когда я начинал здесь работать, в 1986 году, музей был уже серьезно развален. Потом наступили и вовсе сложные времена. Больше двадцати лет мы постоянно занимаемся выпрашиванием денег, пытаемся удержать любыми средствами то, что нам представляется важным в музее. Вы помните, как сложно приходилось Политехническому в последние, уже не слишком-то бедные для России годы…
«СП»: — Есть ли у вас своя концепция развития музея?
— Да, и этот проект уже практически готов. Мы его направляем в Минкультуры, к руководителям государства. Дело в том, что задание разработать и представить такую концепцию нам выдали в начале мая, а срок поставили 1 июня. Мы сразу заявили, что это несколько нереальные сроки и попросили их перенести. Нам их перенесли, вот сейчас мы подготовили концепцию и сдаем ее.
Коллеги Гургена Григоряна уже подготовили коллективные обращения к главе Совета Федерации Сергею Миронову и полпреду президента в Центральном федеральном округе Георгию Полтавченко. В пользу музея уже высказась директор Дарвиновского музея Анна Клюкина. «Принимая такие решения, стоит задуматься о том, что только музеи, библиотеки и архивы являются хранителями материальной культуры государства, — отмечает Клюкина в своем обращении. — Не сохраняя преемственности в культуре, можно потерять то, что наши предки собирали по крупицам и модернизировать общество до состояния манкуртов».
Обозревателю «СП» не удалось оперативно получить информацию в «Роснано» о том, существует ли конфликт между госкорпорацией и Политехническим музеем, в чем он состоит и связан ли он с увольнением Григоряна.
Напомним, что различного рода конфликты и скандалы уже много лет сотрясают Политехнический музей. Одним из наиболее громких стал прошлогодний — в начале 2009 года: как заявляло тогда руководство музея, «Политех» едва не остался без отопления и света. Причиной кризиса, как выяснилось, стало решение Минкультуры повысить цены для арендаторов здания, в результате чего арендные поступления практически прекратились. Ранее, в 2007 году, бурно обсуждалась концепция развития музея, причем на здание в Лубянском проезде претендовали застройщики, предлагавшие полностью реконструировать здание, перекрыв внутренние дворы — в таком случае сами застройщики хотели получить часть площадей «Политеха».
Что же касается исторически сложившегося формата этого музея, то, безусловно уступая европейским и американским техническим музеям почти по всем параметрам, от богатства и актуальности коллекций до интерактивности, российский Политехнический музей за свою столетнюю биографию приобрел довольно мощную культурную ауру.
Так, Большой зал лектория Политехнического музея стал традиционным местом проведения поэтических, музыкальных и театральных вечеров: еще в 1910-е годы здесь читали стихи поэты Серебряного века, а во времена «шестидесятников» поэтические вечера в Политехническом стали одними из самых заметных событий литературной Москвы. Именно здесь, кстати, бушевали знаменитые поэтические состязания и дискусси «физиков» и «лириков». Кто знал, что в конце концов придут «экономисты» и начнут наводить настоящий «новый порядок»…