Москвичей обвиняют в том, что они напали на местных жителей. Избили бедняг, пытались забрать машину и даже угрожали убить. Впрочем, обо всем по порядку…
Уникальный раскоп городища и некрополя Артезиан находится неподалеку от Керчи. В этих краях шли эпические бои боспорского царя Митридата с войсками римского императора Августа.
Руководит Артезианской археологической экспедицией доктор исторических наук, доцент Московского педагогического госуниверситета Николай Винокуров. В полевом студенческом лагере «Европейский Боспор» собираются ребята из МГУ, МПГУ, МГУКИ и других московских вузов. Есть волонтеры из России и Украины, ученые РАН и украинской Национальной академии наук.
Летом уникальное городище в относительной безопасности. Но когда заканчивается сезон и экспедиции разъезжаются, урочище Артезиан и соседнее античное городище Багерово-Северное начинают беспощадно грабить «черные копатели».
Керченские стражи порядка демонстративно отказываются защищать исторические объекты. Ученые даже объявили приз за первого задержанного грабителя гробниц, но мародеры чувствуют себя в полной безопасности. Похоже, их «откаты» несравнимо больше денежной премии за арест.
Дошло до того, что грабеж не остановился и в разгар летнего археологического сезона. Попытка пресечь его 12 июля вылилась в рукопашную схватку.
— В степи уже была кромешная тьма, но раскоп хорошо виден из нашего лагеря — рассказал начальник экспедиции Николай Винокуров. — Мы заметили свет фонарей. На УАЗе за несколько минут оказались на городище. Там застали двух мужчин, у которых были лопаты. Грабители прятали свой металлоискатель под днище автомобиля.
Студенты и преподаватели попытались задержать черных копателей. Позвонили в милицию и сообщили номер их машины. В ответ получили разряды мощного электрошокера.
Как утверждает доктор наук Н. Винокуров, молодые ребята встали перед автомобилем, не давая закрыть двери и уехать. Но водитель резко дал газ и бампером раскидал людей. Чудом никто не погиб. Тяжелые травмы получил 33-летний московский ученый Петр Афанасьев.
Археологи пытались преследовать копателей на своем «УАЗе». Увы, безрезультатно. Как только иномарка выбралась со степной грунтовки на трассу, сразу оторвалась от «козла».
Но остался номер машины, фото участников столкновения на мобильных телефонах. Этого достаточно было для обращения в РОВД и начала расследования. Однако случилось по-другому.
Утром на Артезианское городище явились сами бандиты. Компанию им составили сотрудники милиции. Оказалось, они заранее подали свое заявление о том, что подверглись нападению археологов. Мол, честные граждане мирно отдыхали на природе, а какая-то банда пыталась отобрать машину, избить и даже убить…
Групповое нападение, физическое насилие, угроза убийства — очень серьезные статьи УК Украины, как минимум восемь лет тюрьмы. Теперь самим россиянам придется оправдываться, что это они защищали раскопки, пытаясь наконец-то поймать и посадить хоть кого-то из местных мародеров.
Суматошное видео ночной драки можно трактовать по-разному. А миноискателя под машиной и никаких других конкретных доказательств, естественно, уже нет. Осталось лишь безмолвие раскопа, ограбленного в очередной раз.
Кроме милиции, разбирательством по этому делу сейчас занимается Служба безопасности Украины и органы, контролирующие охрану памятников. Два месяца назад Верховная Рада ужесточила ответственность за незаконные работы на объектах археологического наследия. Теперь это грозит штрафом в 1700 гривен (215 долларов) или лишением свободы от 2 до 5 лет.
— На самом деле меры, принимаемые против «черных копателей», практически неэффективны, — утверждает в беседе с корреспондентом «Свободной прессы» известный крымский учёный, декан исторического факультета Таврического университета им. Вернадского Александром Герцен. — Украина не имеет государственной политики по защите культурного наследия. Например, если в прошлом году Крым еще получал какие-то бюджетные средства на финансирование легальных раскопок, то в этом году — вообще ничего. Акции, имеющие общественный резонанс, проводит только СБУ.
Специалисты из крымского Института археологии Национальной академии наук не выезжают в экспедиции, ждут зарплату. Получат — и, может быть, на свои деньги выедут. Этот «профессиональный энтузиазм», он даже хуже, чем любительский уровень. Приходится следить, чтобы сотрудники в голодные обмороки не падали…
«СП»: — Зато в параллельном мире, у «черных археологов», никаких ограничений в средствах?
— Люди, которые не работают на государство, имеют просто фантастические ресурсы и не испытывают никаких финансовых трудностей. Мы можем работать два-три месяца, они — круглый год. Там нет проблемы написания многотомных отчётов перед армадой контролирующих органов, требующих отчёта за каждую копейку, за последнюю черепушку. Параллельный мир работает совершенно в других условиях. Нашёл, пробил щупом. Сиди в могильнике, перебирай, набивай карманы. Вооружены прекрасной поисковой техникой, которую мы себе позволить не можем. Пользуются методами, которые запрещены в археологии, те же стержневые зонды, пробивающие землю на глубину до пяти-шести метров. Им не нужны никакие согласования. Они перекапывают гектары.
«СП»: — Вы лично знакомы с такими людьми?
— Мы работаем на одном поле с грабителями — в широком смысле слова археологических исследований. Обе стороны обычно делают вид, что не знают, к какому лагерю относятся. Мы не можем привлечь их к ответственности — не наши функции. Недавно Центральный музей Тавриды впервые открыл выставку, показал, что обычно находится в особых фондах. Материалы из раскопок многих крымских памятников, могильников, золото и серебро. Выставку посетили совершенно одиозные личности. Их интересовала подробная атрибуция вещей, которые они уже награбили из крымской земли. Это мощный стимул для профессионализации. Ты должен знать свой товар. Рынок диктует некий уровень квалификации.
«СП»: — Вы воспитали несколько поколений археологов Крыма. Среди «черных копателей» узнаете собственных учеников?
— Да, есть ребятки из экспедиций 70−80 годов. Они поняли, что если работать на щедрого дядю, это занятие принесёт хорошие барыши. У нас постанывают: это социальная проблема, безработица людей толкает. Да будет вам! Идут грабить потому что знают: ничего за это не будет. Классический пример по масштабам ограблений — знаменитый пещерный город Бакла. Пять километров тянется долина у средневекового городища. Разрытые могилы и вскрытые склепы — вот сегодняшняя картина Баклинского некрополя. Чуть ли не в открытую работают десятки «бригад». Время от времени СБУ их вылавливает. Доведут дело до судебного процесса, и что? Самые лучшие адвокаты у них, всё спускается на тормозах.
…Последний громкий скандал случился, когда группу польских студентов задержали на таможне с вещами периода Крымской войны. Поляки были в полном недоумении: они свободно купили исторические сувениры на рынке «Горке» в Севастополе. Этот рынок открыт для торговли антиквариатом и античными артефактами.