15 июля президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ об упразднении в Российских Вооруженных силах традиционных военных округов, лишении самостоятельности флотов, создании четырёх объединенных стратегических командований (ОСК) с единой системой материально-технического обеспечения. На базе Московского и Ленинградского военных округов формируется ОСК «Запад» с включением в него войск прежних военных округов, Северного и Балтийского флотов. Северо-Кавказский военный округ преобразуется в ОСК «Юг» с подчинением ему Черноморского флота. На базе Приволжско-Уральского военного округа и западной части Сибирского военного округа создается ОСК «Центр». Путем слияния оставшейся части Сибирского военного округа и прежнего Дальневосточного военного округа создается ОСК «Восток», в состав которого теперь входит Тихоокеанский флот.
Главой создаваемой единой системы материально-технического обеспечения назначен заместитель министра обороны, генерал-полковник Дмитрий Булгаков. Поясняя очередную кадровую перегруппировку в минобороны, начальник Генштаба заявил: «Теперь одно должностное лицо в ранге заместителя министра обороны возглавляет единую систему материально-технического обеспечения, объединившую тыл и вооружения. Он один персонально отвечает как за транспорт подвоза материально-технических средств, так и за сами эти средства. Теперь за положение дел с вооружениями и за их доставку в войска отвечает один человек, с которого и будут теперь за это спрашивать».
По поводу проамериканских нововведений в Российской армии мы побеседовали с вице-президентом Академии геополитических проблем полковником Владимиром Анохиным.
«СП»: — Какой смысл в такой глобальной перекройке армейской и флотской организационных структур?
— С точки зрения военной науки — никакого, во всяком случае — позитивного. Сердюков с компанией просто как бы скопировали американский образец. В США девять объединенных командований, каждое из которых возглавляет командующий (четырехзвездный генерал или адмирал): ОК ВС США в Европейской зоне; ОК ВС США в зоне Тихого океана: объединенное центральное командование (ОЦК); ОК ВС США в зоне Северной Америки; ОК ВС США в зоне Центральной и Южной Америки; объединенное командование специальных операций; объединенное стратегическое командование; ОК стратегических перебросок; объединенное командование единых сил. Переносить это на наши условия и особенности, по меньшей мере, глупо. Мы не имеем баз за рубежом как американцы. Зато у нас гигантские территории, самая протяженная граница, множество соседей, имеющих территориальные притязания. Окружная система создавалась веками, это вид организации выстрадан многими войнами. Округ — это потенциальный фронт с началом военных действий. У американцев практически нет соседей, их охраняет океан. У вооруженных сил США принципиально иные задачи нежели у нас. Наша армия нужна для защиты Отечества. Их вооруженные силы — «для защиты интересов США в любом районе планеты». Поэтому большинство их объединенных командований находятся за рубежом. И если бы «сердюковские реформаторы» действительно собирались копировать американскую армию, то они должны быть последовательными и ввести российские объединенные командования в Европе, Тихоокеанском регионе, Южной Америке, как это делают США. Но я убежден, что никто никакого копирования не планирует, это только словесное прикрытие истинных целей.
«СП»: — Что это за цели, по вашему мнению?
— Окончательное разрушение той армии, которая базировалась на русских традициях. Ведь у армейских реформаторов хорошо получается только разрушать. Кричали о контрактной армии, разрушили систему призыва, снова возвращаются к призыву, но в еще худшем варианте, чем раньше.
Убийственной для армии оказалась и кадровая реформа. Офицерский корпус сократили вполовину, обещая заменить его «настоящими сержантами». Программа подготовки сержантов лопнула, а офицеров и прапорщиков уже разогнали. А к чему привела реформа военного образования? Ликвидировали 60 военных вузов и научно-исследовательских институтов, имеющих богатейший опыт научной деятельности и подготовки кадров, а на их месте пытаются создать 10 каких-то убогих учебных центров, где уже даже вьетнамцы отказываются учиться. То же ждет и реформу военных округов. Ликвидируют их, конечно, успешно. Только взамен вряд ли что путное получится.
«СП»:— Вы имеете в виду коррупцию?
— И её тоже. Ведь когда что-то «укрупняют», то это, как правило, означает, что никто ни за что не отвечает. Во всяком случае, на местах контроль будет ослаблен несомненно. В мутной водице, как известно, легче скрывать нецелевое расходование средств и другие радости военно-рыночных отношений. Вспомним, по данным главного военного прокурора Сергея Фридинского, военное ведомство не по адресу расходует примерно половину средств, выделяемых на закупки вооружений. С учетом того, что в минувшем году на эти цели было выделено около 200 миллиардов рублей, то можно представить объем «утечки» средств в укрупненных структурах армии.
«СП»: — Но, может быть, создание единой структуры материально-технического обеспечения — это благо, ведь «будет теперь с кого спрашивать», по заявлению начальника Генштаба?
— Назвали заманчиво, а на самом деле это лишение бывших округов и флотов самостоятельности в тыловом обеспечении. Появляется еще одно звено в управлении, а значит, вдвое труднее выбивать материально-технические средства, также вдвое повышаются возможности для злоупотреблений и коррупции, зато снижаются возможности для контроля за расходованием средств — попробуй изучи бухгалтерию такой махины как объединенное командование размером в четверть России.
«СП»: — Вы — крупный военный ученый, один из руководителей мощного военно-научного учреждения. К вам и вашим специалистам обращалось минобороны за советами, экспертными оценками, или «преобразования» осуществляются келейно, без общественного обсуждения, без анализа военными учеными подобных инициатив, без экспертной оценки профильных комитетов Государственной Думы?
— Конечно, келейно. И это уже вопрос к правоохранительным органам. Считаю, что по провальным реформам должны возбуждаться уголовные дела, чтобы была ясна ситуация, кто дал право отдельным лицам, причем далеко не профессионалам в военной области, кардинально вмешиваться в структуру обороны и безопасности страны, какой ущерб этими действиями нанесен, как максимально быстро преодолеть их последствия. Пора в Государственной Думе открыто и прямо поставить этот вопрос.