Очередная несанкционированная акция протеста в поддержку экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала в Хабаровске прошла 10 октября с шумом и задержаниями.
По данным ТАСС, предоставленным агентству городской администрацией, было задержано 25 человек. Некоторые СМИ сообщают о 40 задержанных.
Протестующие принесли к палаткам мощные динамики, через которые запустили трансляцию лозунгов, «доставляя большие неудобства прохожим и гостям города, прогуливающимся по площади».
Поэтому правоохранительные органы были вынуждены вмешаться и потребовать убрать палатки. «Так как участники акции отказались это сделать добровольно, незаконные сооружения были демонтированы стражами порядка», — передают слова представителя администрации ТАСС.
Видеозаписи, распространенные в интернете, показывают, как сотрудник органов правопорядка потребовал от протестующих «убрать металлическую конструкцию»:
— Даю вам время пять минут. В случае неповиновения или оказания сопротивления сотрудникам полиции к вам будет применена физическая сила, — сказал мужчина в форме в громкоговоритель.
Через некоторое время около 20 человек в форме и шлемах вышли из здания и направились к палаткам. Митингующие попытались их не пропустить. Начались крики, несколько человек упали, кого-то ОМОН «скрутил».
К вечеру субботы на официальных ресурсах Хабаровска и края информация о задержаниях так и не появилась. Администрация города выпустила только новость под заголовком «Количество участников несанкционированных акций в Хабаровске продолжает снижаться», и сообщила, что «на площадь Ленина вышли едва ли 500 человек».
По теме задержаний в официальном релизе было только напоминание о запрете на несанкционированные акции. «Поэтому правоохранительные органы продолжают принимать меры по обеспечению безопасности граждан и общественного правопорядка», — говорится в сообщении.
Дело было не в палатке
Депутат городской думы Хабаровска, автора канала на YouTube «Злой Дальневосточник» Александр Каян полагает, что палатка была только поводом, причина событий 10 октября несколько глубже.
«СП»: — Почему, на ваш взгляд, именно спустя три месяца силовики проявили силу на митинге? Дело именно в палатках?
— Нет, я не думаю, что дело в палатке.
Палатка однажды уже была установлена. Ее установила женщина в вечернее время, и тогда все обошлось мирно: ее попросили убрать палатку.
Мне кажется, дело здесь именно в работе врио губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева. Наши СМИ сейчас активно пишут, что у него вырос рейтинг, что все становится лучше, что он объездил край. Но насколько мне известно, на этой неделе у него состоялся неприятный разговор с полномочным представителем президента в Дальневосточном федеральном округе Юрием Трутневым. И, видимо, Дегтяреву сказали, что он уже долгое время в Хабаровском крае, а митинги все продолжаются.
Кстати, недавно произошла еще одна показательная история. Дегтярев заявил, что надо убрать людей с проезжей части, и буквально через несколько дней мы видели провокацию. Девушка опаздывала, поехала через площадь на автомобиле, оскорбила митингующих, испугалась, что ей разобьют машину и так далее. То есть, мы увидели конфликт.
И здесь опять похожая ситуация. Она нелепая. Я не могу понять, чего добивались протестующие установкой палаток. Как все было: люди прошли обычным кругом, пришли к площади и начали расходиться. Часть людей стала устанавливать палатки. Полиция попросила их убрать эти палатки, и практически сразу вышел ОМОН. Люди встретили их грудью, защищали палатки, ОМОН задержал нескольких человек.
Мне кажется, здесь имела место быть попытка показать протестующим, кто здесь на самом деле власть. Во что это выльется — пока непонятно. Но сегодня вечером на площади собралось много людей. Радикально настроенных пока мало, люди не хотят крушить, громить, они хотят защитить своих сограждан. Но в целом, людей очень много, и среди них много крепких мужчин.
Я считаю, что была ошибка силовых органов или правительства края. На площади Ленина у нас мало что может происходить без решения правительства.
Кстати, при Сергее Фургале тоже был организован палаточный городок, его ставили протестующий сироты. Они два раза ночевали, но все обошлось спокойно.
Пока можно строить только гипотезы о причинах произошедшего. Возможно, краевое правительство испугалось, что в новостях будут заголовки о том, что в Хабаровске установили палаточный городок. Это было бы не совсем хорошо для Дегтярева, о котором местные издания пишут, что он налаживает связь с народом.
«СП»: — На ваш взгляд, чем митинги в итоге могут и должны закончиться?
— Я уверен, что митинги будут продолжаться до суда над Фургалом.
Могу предположить, что они в какой-то момент могут затихнуть. Но по субботам, я думаю, они будут продолжаться до решения по поводу Сергея Ивановича.
Как бы там ни было, сколько бы радикальных лозунгов мы ни слышали — против федеральной власти, против чего-либо еще — тематика митинга на 80% крутится вокруг Сергея Фургала. Все хотят именно справедливости, открытого суда.
Марков: После суда митинги не закончатся
Политолог Сергей Марков, директор Института политических исследований, в свою очередь уверен, что именно возобновления протестной активности и добиваются митингующие. И митинги не закончатся после суда над Фургалом.
«СП»: — Почему на ваш взгляд, именно сегодня, то есть спустя три месяца после первого митинга, произошел конфликт между силовиками и митингующими?
— Насколько я понимаю, это происходит потому, что приближается суд.
«СП»: — То есть, дальше волнений будет только больше?
— Не уверен. Субботние события произошли потому, что митинги идут на спад. И, возможно, организаторы хотят дать им новый импульс, а власти хотят окончательно их убрать ко времени возможного суда.
«СП»: — Не приведут ли такие события только к усилению протестной активности?
— Насколько понимаю, возникновению ситуации способствовали не только власти, но и организаторы акции. А они как раз и хотят усилить протестную активность. Будет ли это способствовать — пока не очень понятно.
«СП»: — Как вы считаете, когда будет суд, протесты завершатся или продолжатся?
— Я думаю, что они продолжатся. Потому что там не в Фургале дело.
Дело в том, что от Хабаровска отняли статус столицы Дальнего Востока и ничем это не компенсировали. Митинги идут, потому, что нет программы развития Дальнего Востока. Они идут потому, что нет программы, которая позволяет людям летать в Центральную Россию столько, сколько им нужно, и видеться с родственниками. Они происходят потому, что в памяти у людей есть пример бурно развивающегося советского Дальнего Востока и нынешнего бурно развивающегося Дальнего Востока в Китае. Вот это базовые причины протеста. И ситуация с Фургалом здесь была только поводом.
Поэтому протесты будут оставаться.
«СП»: — С того времени, как в Хабаровске появился Дегтярев, вы заметили какие-то позитивные изменения?
— Мне кажется, Дегтярев постепенно добился того, что первоначальная реакция отторжения на него сошла на нет.